Нурали Талипов: Нам удалось не только сохранить стратегический дух партнерства, но и придать взаимоотношениям стран союзнический характер
Об отношениях России и Кыргызстана, важности мирного урегулирования споров и парламентских выборах. Эксклюзивное интервью Нурали Орозалиевича Талипова для издания «Национальные интересы».
Ситуация в Афганистане вызывает большую озабоченность и в России, и в Центральной Азии. Насколько сейчас она затронула Кыргызстан? Ожидаете ли вы приток беженцев в вашу страну?
Действительно, ситуация в Афганистане волнует нас всех. «Талибан» (радикальное движение, внесено в список запрещенных в России террористических организаций. — Прим. ред.) очень быстро захватил власть в стране, и это опасно для всего мира. Талибы уже объявили о создании государственного строя, Исламского эмирата. Они озвучили свою программу, управление будет происходить по законам шариата. Теперь возникает большой вопрос: будет ли Исламский Эмират Афганистан признан мировым сообществом, в том числе и ООН? Как ситуация будет разворачиваться, мы станем свидетелями в ближайшие дни. Я думаю, за 4–5 лет ситуация в Афганистане нормализуется, по крайней мере для жителей Афганистана.
Так как страны Центральной Азии, включая Кыргызстан, являются участниками «Международной конвенции о беженцах», мы обязаны принимать афганцев, покинувших страну. Впрочем, как показывает ситуация, подавляющее большинство эмигрантов из Афганистана пытается получить статус беженцев в арабских странах, в Европе или же в США. Наши соседи, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, которые находятся недалеко от афганской границы, также подвергаются риску наплыву беженцев из Афганистана. Так как у Кыргызстана нет общей границы с Афганистаном, подобного притока мы не наблюдаем. Опасность для нашей страны заключатся в другом. Это «спящие ячейки» различных радикальных религиозных групп, которые в случае эскалации конфликта могут присоединиться к рядам того же «Талибана», «Вилаята Хорасана» (филиал «Исламского государства», запрещенной в России террористической группировки. — Прим. ред.) и других группировок.
Апрельский конфликт с Таджикистаном причинил много бед населению в Баткенской области. Что можно сделать для предотвращения подобных конфликтов в дальнейшем?
Да, нападение на приграничную территорию Баткенской области в апреле этого года останется «черным пятном» в истории суверенного Кыргызстана. Таджикистан использовал тяжелую боевую технику, военные вертолеты. С кыргызской стороны погибли 36 мирных жителей, несколько сотен человек получили увечья, сожжены и разграблены дома многих жителей, социальные объекты, школы Лейлекского и Баткенского районов. Потери были и со стороны Таджикистана.
Приграничные конфликты — это наследие, которое досталось нам от СССР. По моему глубокому убеждению, такой конфликт не нужен двум братским народам, бок о бок живущим на протяжении нескольких столетий.
Усилиями наших властей уже восстановлены дома, налаживается инфраструктура. Перед днем независимости Кыргызской Республики президент Садыр Жапаров приезжал в Баткенскую область, вручил ключи от новых домов жителям пострадавших сел, участвовал в открытии социальных объектов. И до этого он неоднократно бывал там, и держит на своем контроле вопросы улучшения социально-экономического развития области.
Недавно был принят закон Кыргызской Республики «О статусе Баткенской области», который позволит эффективнее развивать бизнес, предоставить новые рабочие места и пресекать факторы, создающие угрозу национальной безопасности региона. Правительство уделяет повышенное внимание решению имеющихся приграничных проблем. Но, к сожалению, боль от вооруженного нападения со стороны Таджикистана у населения никуда не ушла.
На мой взгляд, для предотвращения подобных конфликтов в дальнейшем надо использовать потенциал «народной дипломатии» и института аксакалов (старейшин). Действенным инструментом может стать проведение систематических культурно-спортивных мероприятий, а также разъяснительная работа с привлечением имамов и авторитетных богословов. И, конечно же, нужно решить проблему демаркации и делимитации границ. Как бы это не было тяжело для обеих стран.
Как быстро могут быть решены наболевшие вопросы по делимитации и демаркации границ? Что властям Кыргызстана следует предпринять, чтобы окончательно разобраться с этой проблемой?
Как показывает опыт других стран, конфликты на приграничных территориях были, есть и будут. Все они должны решаться исключительно за столом переговоров, а не демонстрацией силы с применением военной техники. Сложно представить, что обе стороны будут полностью довольны решением: какую-то часть своей территории нужно же отдать, а взамен получить другую. Это мировая практика.
На правительственном уровне работает комиссия по делимитации и демаркации государственной границы. У Кыргызстана в настоящее время полностью решена проблема границ с Казахстаном и Китаем. Остаются приграничные вопросы с Узбекистаном и Таджикистаном. После визита президента Садыра Жапарова в Узбекистан в марте этого года вопросы с этой страной практически решены. Как мне известно, с Таджикистаном тоже на стадии завершения.
Я сторонник мирного урегулирования споров. Только переговоры могут разрешить проблему и навсегда покончить с конфликтной ситуацией.
Что Кыргызстан ждет от осенних выборов в парламент? На фоне снижения роли законодателей в политическом процессе эксперты говорят, что явка может быть очень низкой…
Выборы в парламент страны пройдут 28 ноября этого года. Согласно новой Конституции, теперь депутатов будет гораздо меньше — Жогорку Кенеш будет состоять из 90 депутатов вместо 120. Будут избраны 36 депутатов от одномандатных округов и 54 от партий. Выборы пройдут по смешанной избирательной системе. Кроме того, избиратели смогут проголосовать не только за партии, но и за отдельных кандидатов. В настоящее время 75 партий изъявили желание участвовать в парламентских выборах. Но после всех процедур, предусмотренных законом о выборах многие партии будут отсеяны и их количество будет сокращена в несколько раз. По моему мнению, особый накал ожидается в одномандатных округах, где кандидаты будут бороться за голоса более 100 тысяч избирателей.
Я — не любитель прогнозов. Но все-таки если выборы в парламент пройдут с использованием прежних выборных ухищрений (подкуп, административный ресурс), а во власть снова придут кадры из провластных партий, четвертая революция станет не вероятностью, а реальностью. Всем нам известно, что смена власти и в марте 2005 года, и в апреле 2010, и в октябре 2020 произошла из-за непрозрачных выборов. Кыргызстанцы, издревле считающие себя сторонниками кочевой демократии, не любят, когда им навязывают что-то сверху, и не потерпят этого.
Вы лично предполагаете участвовать в выборах?
Человек, достигший определенного уровня в одной сфере, стремится реализоваться и в другой. Думаю, стоит попробовать себя в политике. Хочу помочь стране, своему региону и жителям Кадамжайского района Баткенской области.
Сейчас советуюсь со своей командой о выдвижении кандидатуры по одномандатному округу. Пока еще есть время. Окончательное решение будем принимать на днях.
Как по вашему мнению развиваются отношения между Россией и Кыргызстаном?
Исторически сложилось, что Кыргызстан и Россию объединяют крепкие, многолетние узы дружбы, взаимопонимания и поддержки. Россия для нашей страны — стратегический партнер во многих сферах жизни. И правительственные структуры, и население нашей страны выступают за наращивание сотрудничества с Россией как в двустороннем формате, так и в рамках региональных объединений, таких как СНГ, ЕАЭС, ШОС или ОДКБ.
Между нашими странами выстроено и налажено взаимодействие на политическом уровне и в торгово-экономической сфере, в сфере безопасности и военно-технического сотрудничества, в культурно-гуманитарной области. Нам удалось не только сохранить стратегический дух партнерства, но и придать взаимоотношениям стран союзнический характер. Особо хочется отметить создание хороших условий для наших трудовых мигрантов.
Из всех стран бывшего СССР только в Кыргызстане и Белоруссии русскому языку придан статус официального. Все перечисленное говорит о том, что наши государства связывает не только общность культуры и истории, но и современные политические и экономические связи. К сожалению, по некоторым направлениям сотрудничества до сих пор не раскрыт весь имеющийся потенциал. Например, по привлечению российских инвестиции в Кыргызстан. Я надеюсь и верю, что этому вопросу будет уделяться больше внимания, поскольку это выгодно как Кыргызстану, так и России.
Сейчас многие инвесторы, в том числе и российские, с некоторой опаской смотрят на Кыргызстан. Каким образом можно поднять инвестиционную привлекательность вашей страны?
Как известно, инвестиционная привлекательность страны зависит не только от предприятий, но и от других факторов, основными из которых являются политическая стабильность, прозрачная законодательная база, умеренная налоговая нагрузка и создание благоприятных условий для инвесторов.
Для широкого привлечения иностранных инвестиций и их эффективного внедрения на территории республики в структуре нашего Кабинета министров есть Министерство по продвижению и защите инвестиций. Разработаны закон «Об инвестициях в Кыргызской Республике» и другие нормативно-правовые акты, направленные на привлечение инвесторов и улучшение инвестиционного климата Кыргызстана. Правительством создан Институт бизнес-омбудсмена, деятельность которого направлена на обеспечение защиты законных интересов предпринимателей и инвесторов.
В рамках одного вопроса я не смогу охватить весь спектр экономических составляющих, проанализировать рынок нашей страны. Для этого нужно проводить отдельные исследования. Но я бы хотел упомянуть отрасли, которые, на мой взгляд, являются основными. Это разработка месторождений, сфера услуг, туризм, гидроэнергетика, сельское хозяйство и информационные технологии. Именно на них инвесторам стоит обратить внимание в первую очередь.
В настоящее время в республике созданы все необходимые условия для инвесторов, поэтому я призываю наших российских коллег инвестировать в экономику Кыргызстана.