Коммунисты Костромы сделали ставку на наследие Александра Зиновьева

12 августа 15:49

До выборов в местные органы власти 13 сентября остаётся месяц. Во многих регионах уже определились кандидаты в губернаторы и региональные Законодательные собрания; в минувшие выходные по факту в стране стартовала агитационная кампания. Центр мониторинга общественного проекта «Платформа народного большинства» начинает публикацию обзоров названной кампании по регионам. Первый наш рассказ о том, что происходит  в Костромской области, где в сентябре состоятся выборы губернатора, а заодно — выборы депутатов областного и городского (Костромского) парламентов.

Кострому с некоторых пор называют «душой России». Это действительно уникальный в историко-культурном и социальном отношении регион, в котором, как в капле воды, отражается некая среднеарифметическая составляющая общероссийских народных настроений. С другой стороны, это в прямом смысле — «территория смыслов»: отсюда пошла династия Романовых; здесь находится один из опорных пунктов старообрядцев; здесь же в своё время находился в ссылке любавичский ребе Йосеф Шнеерсон,  — так что Костромская область особенно дорога не только православным, но и ортодоксальным иудеям. Возможно именно поэтому Кострома постоянно привлекает различных пассионарных политиков и авантюрных личностей.  Здесь основал свою базу лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян; Кострому пытался превратить в опорную площадку протестных проектов Алексей Навальный; область долгое время активно обхаживала «Партия дела» во главе с Константином Бабкиным и Максимом Калашниковым. Здесь отметился даже Николай Платошкин, у которого жена оказалась уроженкой Костромы, в силу чего летом с.г. костромичи ожидали выдвижения Платошкина в губернаторы области.  Но все эти и многие другие «пришельцы» потерпели в Костроме полное фиаско. Здесь давно не верят никому, а особенно — чужакам.

В кругах, близких к «Телеграмму», считается, что российские власти оберегают Кострому от несанкционированных Кремлем политических проектов, поскольку её придерживают для себя разного рода масоны и Императорский дом Романовых. Может быть поэтому руководству этой области было дозволено довести регион до полуобморочного состояния: по мнению его федеральных кураторов, главное, чтобы в этом регионе ни одна оппозиционная политическая мышь не проскользнула.

При нынешнем губернаторе Сергее Ситникове (который, кстати, идёт уже на третий свой срок), долги области выросли с примерно 6 до 28 и более млрд. рублей. Область — банкрот и давно находится под внешним управлением федерального казначейства. Но Ситникову, возможно, позволено продолжать вести свою политическую линию в регионе в расчете на новый большой проект.

Кстати, многие утверждают, что Платошкина задержали и посадили под домашний арест именно для того, чтобы не дать ему выдвинуть свою кандидатуру в костромские губернаторы: очевидно, что костромичи совершенно точно предпочли бы   тишайшему Ситникову пассионарного популиста Платошкина.

Нынешние выборы — при всём стремлении областной администрации не оставить камня на камне от местной оппозиции — также обещают быть весьма драматичными. Несмотря на то, что костромским единороссам удалось почти полностью подавить в регионе «Справедливую Россию» и ЛДПР, а коммунистов посадить на голодный паёк, полностью исключив — под страхом увольнения — общение с КПРФ местных журналистов, в регионе вновь появились «пришельцы».

Сначала здесь отметилась Партия социалистической альтернативы, которую возглавил (и сразу после этого был задержан) Николай Платошкин. Потом в регион приехал Григорий Анисимов — лидер партии «Народ против коррупции», которую месяц назад возглавил племянник президента РФ Роман Путин, и попытался замутить здесь «антикоррупционную» волну. Одновременно с этим область наводнили билборды некой мифической партии «Новые люди». Самих «новых людей» в Костроме пока никто не видел, но лидер, а точнее, — владелец этой партии косметический магнат Алексей Нечаев — активно пиарится на «Эхе Москвы» и «Дожде», что вызывает у костромичей соответствующие негативые ассоциации.

Месяца полтора назад в Москве костромским предпринимателем Владимиром Михайловым, известным в области под кличкой «Вова-лифчик», в силу специфики его бизнеса (производство женского белья) была создана партия «Социальной защиты», которая тоже ринулась в бой за места в Костромской областной думе, подтянув в свои ряды местных навальнят.

Народ уже в который раз вынужден наблюдать за этими играми «нанайских мальчиков», пытающихся конвертировать деньги, полученные от продажи чего попало кому-нибудь, в голоса избирателей. Но намерен, как показывают опросы населения, голосовать исключительно за единороссов и коммунистов.

С коммунистами, правда, в Костромской области тоже беда. Несмотря на то, что КПРФ удалось выдвинуть своих представителей во всех без исключения округах, эта парламентская партия находится в регионе в реальной блокаде. Журналистам запрещено писать о Компартии, а бизнесменам — финансировать коммунистических кандидатов. Местные чиновники полностью подложили всю социалку под «Едро», выдавая любую минимальную, положенную по закону, помощь людям за деятельность «Единой России». Лидер местных коммунистов Валерий Ижицкий, которого компартия выдвинула кандидатом в губернаторы, давно готов сдать все свои посты кому-то помоложе, но некому — никто в Костроме не хочет рисковать: лишиться бизнеса или работы.

Тем не менее, у коммунистов области появился маленький шанс внести в предстоящие выборы  какую-то интригу.

Дело в том, что по центральному избирательному округу в городе Кострома от КПРФ выдвинулась дочь известного российского мыслителя и писателя (уроженца Костромской области) Александра Зиновьева — музыкант с мировым именем Ксения Зиновьева.

Кое-кто в Костроме, да и не только в ней, вздрогнул. Выдвижение дочери Зиновьева от КПРФ означает, что коммунисты решили сделать ставку на идеи Александра Зиновьева, считающегося самым сильным русским идеологом второй половины 20 века. Творческое наследие этого философа, социолога, логика, отмеченного многочисленными международными наградами и премиями (но высланного в 1978 году из страны за критику Хрущева и Брежнева), огромно. В 1990 году во время дебатов с Борисом Ельциным на французском телевидении Зиновьев не оставил камня на камне от этого претендента в главы России, так что после прихода Ельцина к власти на имя и книги Зиновьева в РФ был наложен негласный запрет. И сегодня эстафету от Александра Зиновьева, судя по всему, приняла его дочь, которую, как утверждают источники, близкие к «Телеграмму», поддерживает лично Геннадий Зюганов.

Ну а что костромские единороссы? Эта партия, как, видимо, и во многих других регионах, оккупирована различными торговцами и спекулянтами, которые вспоминают о партийной принадлежности лишь во время распила местных бюджетов; на выборах же предпочитают быть самовыдвиженцами.

В Костроме — что ни кандидат от ЕР, то самовыдвиженец и непременно  какой-нибудь (часто — сомнительный) коммерсант, рассчитывающий исключительно на свой кошелек и простодушие избирателей.

Вот и посмотрим, что одержит вверх в Костроме на выборах 13 сентября — идеология, деньги или простой, как три копейки, административно-полицейский ресурс губернатора.

Сергей Карпинский