О фестивале «Поэтическая Лига»
«Во что играю? Черная игра. В которой не бывает победивших»
Андрей Грязов
Множество различных поэтических фестивалей на территории Украины, России, всего пространства СНГ, вряд ли радует, скорее удручает. Когда-то это был прорыв, от академической, псевдоклассической союзписательской тухлятины, к демократическому поэтическому выплеску молодежного (и не только молодежного) искреннего, свежего, яркого поэтического слова. Сейчас… на всех этих фестивалях звучит нечто среднее между псевдоклассикой и слэмовским псевдопротестом (о качестве текстов даже говорить не хочется, порой где-то кто-то, а так в основной массе средненькие корявенькие тексты), но и поэтический протест по сути в наше время по меньшей мере смешон, против кого, или против чего он направлен? Чаще всего против всех тех людей, которые не понимают стихи протестующих. Так, и во все времена большинство людей не интересовалось поэзией. На государственном уровне поддерживал поэзию только СССР, так его нет давно. И весь этот протест оборачивается просто трепом. Кто и почему должен поддерживать поэтов? Олигархи? Пусть они лучше детям больным помогают. Тем более поэтам вряд ли кто и поможет. Славу не купишь. Премии, хоть сколько их насобираешь, они как грибы после дождя появляются, все новые и новые, славы всенародной не дадут. И телевидение не поможет. И газеты. Но, я думаю, поэзия сама выберет из всей пишущей массы поэтов, тех немногих, которых и через года, и через десятилетия, а может и через века, читать и почитать будут.
Имя Катерины Квитницкой, по моему глубокому убеждению, будет среди них. Весьма показательно, что в первый день фестиваля «Поэтическая Лига» на вечере памяти Катерины Квитницкой, не ровесники её стихи читали, а молодежь. И полный зал молодежи был. И инициатором этого вечера Елена Шелкова была, молодая поэтесса, думаю с очень большим поэтическим будущим. Андрею Грязову за этот вечер отдельное спасибо. И организатору фестиваля Софии Фрунзе тоже.
Не был я на всех фестивальных мероприятиях, но весьма неожиданными и яркими, несмотря на дождливую погоду, получились поэтические поединки 6-го июня в гидропарке, в «Камышевом коте». Андрей Грязов, уже потом, рассказал, что было главным в его замысле. В засекреченной «Черной» и «Фантастической» играх. Первая («Черная игра») – игра в которой не бывает победивших. Выходящий поэт читал стихотворение, ведущий заряжал одну пулю-дробинку в барабан револьвера и после прочтения стиха, поэт приставлял дуло пистолета к виску и нажимал на спусковой крючок. Если выстрел был холостым, в барабан добавлялась ещё одна пуля и поэт читал второе стихотворение и снова испытывал судьбу. По правилам игра велась до 5 стихов и до 5 выстрелов. Некоторым не везло сразу. Антон Полунин только после пятого стихотворения закончил соревнование. И, тем не менее, победительницей игры «в которой не бывает победивших» стала Оля Козенко их Сум, она прочла 5 стихов и 5 раз выстрелила, но сия чаша миновала её. Если кто-то думает, что это чепуха, детские игрушки, приставьте кольт к виску, пусть даже пулек не будет и нажмите на курок, сам попробовал и знаете, что-то ёкнуло там внутри в момент щелчка (а говорят и палка раз в год стреляет), а тем более, когда пистолет заряжен. Я лично почувствовал приличный выброс адреналина в этот момент. И правильно, пусть каждый поэт сам устанавливает для себя лимит читаемых стихов, в одной руке рукопись в другой – его «жребий в черном кольте». Обратная ситуация была в «Фантастической игре», там не было проигравших. Согласно жеребьевке игроки, разбитые на пары, читали и соревновались по системе плей-офф. Тот, кто проигрывал, если выполнял задание (которое сам выбирал для себя), получал призы. А победителю досталась всего лишь бутылка Фанты (смысл ФАНТАстической игры так никто и не разгадал, пока победительница Анастасия Жембровская, не вытащила фанту из черного ящика). К слову сказать, Анастасия Жембровская, запомнилась не только стихами, но и песнями, которые она исполняла с группой «Зеленая птица». Весьма впечатлили своими стихами гости фестиваля: Михаил Гофайзен (Таллин) и Игорь Павлюк (Львов).
Помимо самой «Черной игры», отрывок из поэмы «Черная игра», прочитанный Андреем Грязов, пробрал до мозга костей, давно я не слышал равных по мощи и драйву вещей.
Запомнились также Евгения Бильченко в паре с Валерием Сазоновым. И поэты Екатерина Ивчук и Юлия Вротна.
Не помню всех победителей, хоть и записывал их, но первое место из финалистов «Поэтической лиги» заняла Ирина Бабенко (мне сообщили и другое её имя Эрика Гросфельд), а второе место заняла её землячка (обе поэтессы из Симферополя) – Дарья Терехова. Третье место разделили Оля Козенко из Сум и Оксана Усова Бойко из Киева.
Возвращаясь к тому, о чем я писал вначале, я не могу сказать, что новый фестиваль чем-то принципиально отличается от виденных и слышанных мной ранее. Хотя, безусловно, поэзия Игоря Павлюка, Андрея Грязова и Михаила Гофайзена украсит, или, лучше сказать, усилит любой фестиваль. Вечер памяти Катерины Квитницкой явление особого масштаба и дай Бог, чтобы такие вечер были. Но, мне кажется главное, что есть в новом фестивале, это попытка выйти за рамки шаблона, стандарта, поиск новых способов дать поэтам поиграть с поэзий и, главное, дать поэзии поиграть с поэтами, что уже честней и, несмотря на всю эксцентричность и забавность «Черных» и «Фантастических» игр, они ближе по сути, именно к сути поэзии. Единственно, мое пожелание, поменьше медалей и кубков, поэзия чужда фетишизма. В любом случае, поздравляю организаторов нового фестиваля, особая благодарность Софии Фрунзе. И успеха, настоящего успеха «Поэтической лиги».
Сергей Крайкин