«Матрица»: новый облик – старые проблемы
Один из наиболее агрессивных региональных ритейлеров 2000-х годов, Тимур Гизатуллин на днях объявил о создании новой торговой сети «Любимый дом» в Самаре. Его сеть супермаркетов «Матрица», за последние несколько лет сильно уступившая конкурентам свою долю рынка, несмотря на все неприятности, пытается остаться на плаву.
Империю «Матрицы» Гизатуллин начал создавать в 2000 году в родной Уфе, когда банк «Уралсиб» предложил ему выкупить сеть из пяти уфимских магазинов «Универсал-трейдинг». Сделка обошлась Гизатуллину в $400 тыс., что послужило причиной слухов о том, что он находится в фаворе у бессменного президента Башкирии Муртазы Рахимова, пишет экономическое издание «В кризис.ру».
Со временем выяснилось, что напрямую к Рахимову Тимур отношения не имел. Его покровители все это время находились в уфимской мэрии. До 2003 года, когда мэром Уфы стал «вечный» Павел Качкаев (находился на своем посту по 2011 год), «Матрица» развивалась неспешно. После появления Качкаева ее рост стал взрывоподобным, что вряд ли можно объяснить одними лишь талантами Гизатуллина. К 2008 году «Матрица» только в Уфе насчитывала около 30 точек. К этому следует прибавить еще несколько супермаркетов в Стерлитамаке и Салавате. При этом сам Гизатуллин не скрывал, что попросту не давал поднять головы конкурентам по ритейлу. Он широко использовал связи в чиновной среде, о чем также предпочитал говорить открыто. «Чужакам» в Башкирии позволялось ставить «точки» в городах Октябрьск и Нефтекамск, население которых было менее платежеспособным, чем в столичных, и потому мало интересовало Гизатуллина.
К 2006 году империя «Матрицы» сложилась окончательно. В Башкирии ее представляла одноименная сеть супермаркетов. Параллельно ей развивался «Мастер вин», который дублировался оптово-закупочными структурами «Новое время Сибай» (с которого в 1994 году начинался бизнес Гизатуллина) и «Физкультура и здоровье +». Транспортные нужды обслуживались собственными перевозчиками «Логистик авто» и «Автоматрица», которые составляли примерно 30 единиц техники. Параллельно развивались риэлтерские и строительные фирмы Гизатуллина, такие, как ООО «Столичный комитет имущественных отношений», «Матрица Недвижимость» и другие. Расширяясь за пределы региона, Гизатуллин сумел закрепиться в Самаре (один супермаркет и одна мини-база) и в Москве (супермаркет). Для нужд эмиссии ценных бумаг в 2005 году создается «Матрица Финанс».
Как ни странно, самой успешной структурой Гизатуллина стала спиртоводочная сеть «Мастер вин» и смежные с ней фирмы. На пике могущества Тимур Гизатуллин продавал 2/3 всей алкогольной продукции в Башкирии. Этому способствовало его знакомство с известным «авторитетным» бизнесменом Владимиром Глуховым, с помощью которого еще в 1990-е годы Гизатуллин сумел переключить завод «Башспирт» на обслуживание своей сети.
Сеть супермаркетов развивалась при содействии чиновников. Причем Гизатуллин настолько был уверен в успехе, что даже применял методы захвата предприятий конкурентов, пишет «В кризис.ру».
Так случилось с магазином «Шанс» на ул. Цюрупы в Уфе. С 2006 по 2011 годы там руководила «Матрица». Правда, с уходом сначала Рахимова, а потом – Качкаева, Гизатуллин начал терять позиции. В случае с «Шансом» все закончилось штурмом супермаркета силами судебных приставов. Строительно-риэлтерская сеть Гизатуллина оказалась на поверку заполненной организациями-«пустышками», зачастую с фиктивными директорами, которые помогали Гизатуллину уходить от налогов. Его затяжные войны с налоговой инспекцией привели родную сестру Тимура, Галину, на скамью подсудимых, а организацию поставили на грань разорения.
Наконец, ООО «Матрица Финанс», консолидировавшая долги бизнес-империи Гизатуллина, находилась в самом уязвимом положении. Его планы по проведению IPO своих активов через «Матрицу Финанс» рухнули с началом финансового кризиса. К концу 2008 года непомерные долги «Матрицы» потянули ее на дно. Оказалось, что суммарный долг относится к общей капитализации холдинга как 9 к 1, чего хватило бы для коллапса, если бы не связи Тимура в мэрии, пишет «В кризис.ру».
Внешняя экспансия «Матрицы» ограничилась Самарой, в которой супермаркет Гизатуллина занял здание муниципального кинотеатра «Волна», и Москвой. На Волге покровителем Гизатуллина стал мэр Самары Виктор Тархов, скандально известный склонностью самолично распоряжаться городским имуществом. Самарский корпус депутатов до сих пор пытается вернуть кинотеатр в муниципальную собственность. Впрочем, и в Москве Гизатуллин получил немало проблем: место оказалось выбрано неудачно, в близком соседстве с конкурентами.
Остальные планы экспансии провалились. Например, в 2006-2007 годах Гизатуллин не сумел поделить долевое участие и прибыль с пермской сетью «Виват». С 2008 года торговая сеть Гизатуллина стала неумолимо сжиматься. Те же связи, которые позволили ему создать супермаркет в Самаре, теперь привели и к возникновению «Любимого дома». Однако судьба бизнеса Тимура по-прежнему продолжает висеть на волоске, и результат экспансии видится плачевным, отмечает издание.
Источник: http://vkrizis.ru/news.php?news=4263&type=rus&rub=business