Андрей Каюрин: как выявить признаки преднамеренного банкротства
Как правило, целью преднамеренного банкротства является уход от уплаты налогов и исполнения обязательств перед кредиторами.
Такое банкротство называется «преднамеренным» по той причине, что действия руководителей, в результате которых предприятие оказалось неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, являлись умышленными и направленными именно на эту цель. Делалось все, чтобы у предприятия появилась новая либо увеличилась уже имеющаяся задолженность перед кредиторами. Причем настолько, чтобы оборотных активов не хватило эту задолженность погасить. Отсюда вывод: чтобы выиграть суд по преднамеренному банкротству, необходимо доказать факт преднамеренности и умысла в действиях руководства. Другими словами, нужно доказать однозначную причинно-следственную связь между совершенными действиями (бездействиями) и их последствиями, в частности, между совершением нескольких заведомо убыточных сделок по выводу имущества и последующим банкротством предприятия.
Для начала анализируется платежеспособность должника за период, равный двум-трем годам, предшествующим банкротству. Одновременно производится анализ сделок обанкротившегося предприятия. Среди них выявляются те, после которых материальное положение предприятия заметно ухудшилось, и которые заключались на явно невыгодных для фирмы условиях. Также акцентируется внимание на таких сделках должника, которые не соответствовали рыночным условиям. Например, продается такое имущество, без которого основная деятельность предприятия становится невозможной. А иногда даже просто передается в дар. К примеру, в практике известен случай, когда сельскохозяйственная организация передала в дар некому ООО земельный участок, предназначенный для выращивания культур на корм содержащемуся скоту. В результате такой «сделки» предприятию пришлось эти корма закупать, что привело к значительному увеличению расходов и росту долгов.
Под заведомо невыгодными условиями могут пониматься сделки по завышенным либо наоборот заниженным ценам, увеличенные сроки платежей по сделкам, приобретение неликвидного имущества.
Кроме того, если выяснится, что на момент подачи заявления о банкротстве фирма реально могла погасить долги перед своими кредиторами, такое банкротство будет иметь все признаки преднамеренного. С этой целью проводится инвентаризация имущества банкрота и аудиторская проверка.
Такой анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия должен проводить арбитражный управляющий. Поэтому стратегия ведения такого дела в суде главным образом строится в зависимости от сделанных арбитражным управляющим выводов.
Особое внимание уделяется движению по счетам предприятия. Если денежные средства выводились большими суммами и на сомнительные нужды – налицо явные признаки преднамеренного банкротства.
Также внимание суда стоит обратить на следующий факт. Когда деятельность компании на протяжении длительного времени остается убыточной, а ее руководство не предпринимает совершенно ничего, чтобы такое положение исправить – признаки преднамеренности банкротства очевидны.
Кроме того, к признакам банкротства относятся не только отсутствие платежеспособности, но и невозможность эту платежеспособность восстановить. Если такая возможность на момент подачи заявления была – это тоже признак преднамеренного банкротства. К примеру, если окажется, что организация вполне могла расплатиться с кредиторами, взяв для этого долгосрочный кредит, но не сделала этого и даже не пыталась, то можно считать доказанным факт преднамеренности.
Помочь выявить признаки преднамеренного банкротства может финансово-экономическая экспертиза, назначенная в ходе арбитражного процесса. Ее заключение будет основным доказательством, на основании которого можно выиграть дело.
Алгоритм анализа на предмет выявления признаков преднамеренного банкротства регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №855.
Каюрин Андрей, адвокат, Председатель Президиума Коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов», Член Совета Адвокатской палаты Свердловской области, вице-президент Гильдии российских адвокатов