Алексей Козлов: Бессмертие для жизни – это смерть…

12 апреля 17:08

К поэзии Алексея Козлова применимо определение Иосифа Бродского из Нобелевской лекции: «Поэт — это средство существования языка… Или, как сказал великий Оден, он — тот, кем язык жив». В стихотворениях Алексея Козлова действительно ощущается наша «видовая цель»: выжить как культурный пласт — и остаться живыми, бесконечно меняющимися и многоликими отражениями своего времени, потому что поэтическое восприятие мира шире личного, частного человеческого:

«По асфальту, что в ночь предвизитно в ухабы положен,

Чернотою блестя, впереди и с эскортом других

Привезут Его в рожь, где колосьями — мы, так похожи,

Как все капли воды — на любую другую из них».

(Из стихотворения «Второе Пришествие»)

В книге «Стихи двух лет» запечатлён, казалось бы, короткий отрезок творческого пути: тринадцатый и четырнадцатый год нашего века. Но являясь глубоко личным переживанием, поэзия Алексея Козлова становится подлинным выражением времени, и в конечном счёте — века, эпохи, как в капле заключается мир, а в каждом настоящем мгновении заключена прожитая нами жизнь:

«В моей руке стихи. Уже который год

Стою у фонаря (мы оба — прошлый век).

Я не прошу помочь, скорей — наоборот.

Уже который век — счастливый человек

В надежде не продать, а искренне вернуть».

В его строках слышится перекличка голосов Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Блока, Есенина, Булгакова, Экзюпери, Грина, Басё… Но это не спор с великим предшественникам, не попытка вырваться из прошлого, очертив ореол настоящего у себя над головой, как принято у поэтов-современников (не отринув идеалы — не создашь), нет, это опять же принятие сакральной истины, открывающейся немногим: прошлое вдохновляет, будущее творит, водит рукой поэта, направляет и судьбу, и строку. «Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает ещё колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом — то есть, всем лежащим впереди временем…Стихотворение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения». Но отнюдь не любое, а лишь то, в котором на глазах у читателя происходит становление личности поэта, или лучше сказать — души, стихотворение — это всегда преодоление временной черты, прорыв в грядущее, предвидение.

«И рассеянный свет ненадолго — на час, и

Скоро сумерки, вечер и ночь у костра.

Свет один, разделён лишь на разные части,

Где иные и утра, и цены утрат.

Непохожие песни, и меры, и сласти.

Не чужое — другое у не чужака.

Свет один, разделён лишь условно на части —

Не наметить врага, а звезду отыскать».

(«Горизонт»)

И в то же время поэзия Алексея Козлова — это не набат и не реквием, это живые, сочащиеся кровью и налитые плотью строки сегодняшнего дня. Поэзия возвышенной любви: к матери, родине, женщинам, друзьям, семье, городам и странам, миру вокруг, людям вообще — близким и дальним. И поэзия — жестокая и непримиримая борьба одиночки с фальшью «Добровольного Общества Лжи»:

«Обретают попы удила,

Освящаются „главный“ и „первый“.

Если вере подарена власть —

Значит, власти подарена вера.

И она — под крестом и верхом

На скотине в дырявых колготках.

Если в мире не будет стихов,

Он, наверно, погибнет от водки».

(«Если в мире не будет цветов»)

Потому что поэт — всегда «на игле вечных тем»:

«Бессмертие для жизни — это смерть.

Отмена для дыхания цены,

Язвительный над подвигами смех,

Отсутствие любви и новизны».

Хочется обратить внимание читателей на то, что революционные по смыслу стихи Алексея Козлова написаны в классическом стиле. Характерное свойство языка новейшей поэзии, начиная с конца двадцатого века, — индивидуальное переосмысление формального элемента поэтической речи, использование КАПСЛОКА, графических символов строки — дробление, «лесенки» и так далее, отсутствие заглавных букв в начале строк, индивидуальное использование знаков препинания. Современная поэзия стремится передать смысл графически, зачастую подменяя его оригинальной формой. Поэзия Алексея Козлова тяготеет к традициям классиков именно потому, что перенасыщена философским смыслом, который поэт стремится излагать просто и ясно, не усложняя, отсекая всё лишнее, как скульптор. На ясность понимания стихотворения читателем у Алексея Козлова направлено всё: поэт владеет всеми ритмами, включая комбинированные, чувствуя себя комфортно с любой длиной строки и любой рифмовкой.

Поэтическая техника строго подчиняется философскому смыслу стихотворения: содержание определяет форму — и никогда наоборот, это не новейшая «медная» поэзия, которая у многих ассоциируется с пустозвонством, его стихи — переосмысление и воскрешение лучших традиций золотого и серебряного веков. Именно поэтому стихи Алексея Козлова воспринимаются необыкновенно живыми, они не отдельные необитаемые острова, как ощущаются многие поэтические книги современников. В стихах Алексея Козлова существует преемственность поколений: от поэта к поэту, как и в жизни: опыт передается от отцов к сыновьям — и дальше — к внукам, ибо «несочинение стихов — к смерти близко по значенью».

Книгу Алексея Козлова «Стихи двух лет» можно заказать в международном книжном онлайн магазине LULU.COM.

Полное собрание стихов разных лет — на авторском сайте поэта>>>