Светлана Богданчик о стигматизации и ее негативном влиянии на человека и общество
Стигматизация – это, по сути, навешивание социальных ярлыков. Как правило, они отрицательные, при этом не опираются на достоверные доказательства. Причем стигматизация предполагает приписывание этих качеств всем членам какого-то сообщества.
Стигматизация может быть по различным характерологическим признакам, физическим и родовым (принадлежность к религии, расе, национальности).
Стигматизируя человека, общество как бы отказывает ему в праве считаться полноценным членом.
Это понятие ввел социолог Ирвинг Гофман, который выделил два типа стигматизированных индивидуумов: с проявленной стигмой, которую видно и легко доказать, и с латентной, при которой человек полагает, что этот изъян не виден. По мнению Гофмана, люди с проявленной стигмой (при потере каких-то частей тела, физических дефектах) обязательно сталкиваются со сложностями во взаимодействии с окружающими. Видимая стигма подталкивает человека к ожиданию негативного реагирования от других людей. Индивидуумы с латентными стигмами (ВИЧ, психологические проблемы) прилагают усилия, чтобы спрятать свои недостатки, планируя свою жизнь, чтобы о них не узнали.
Отношение к себе и к окружающим у человека формируется еще в детстве под влиянием родителей, художественных произведений. И затем всю жизнь – нашим кругом общения, информацией из СМИ. Поскольку вокруг нас огромное количество информации, и разобраться в ней досконально невозможно, часто человек пользуется уже готовыми образами и ярлыками. К тому же очень часто стереотипы рождаются под влиянием страха и отсутствия достоверных сведений.
И еще даже не сталкиваясь с определенной группой людей, индивидуум имеет искаженное мнение о них, основанное на обобщенном стереотипном представлении.
Учитывая, что мифы и предрассудки, касающиеся определенных групп населения, складывались десятилетиями, преодолеть их достаточно сложно.
Несмотря на то что представления о неких нормах постоянно меняются, стигма появляется, когда человек сталкивается с чем-то непривычным для него. И он стремится выработать какое-то особое отношение к тем, кто, по его мнению, выбивается из общего ряда.
И поскольку человеку свойственно отождествлять себя с каким-нибудь социальным срезом, сталкиваясь с людьми из другой социальной группы, он наделяет их негативными качествами, пытаясь таким образом сохранить свое ощущение безопасности. Часто люди просто начинают избегать непохожих на себя.
Люди со стигмой, в свою очередь, не находят сил дать отпор общественному давлению, они чувствуют некую обреченность, как человек с клеймом. Вина общества в том, что, стигматизируя, оно не дает шанса этим людям прийти к изменениям в своей жизни.
Очевидно, что стигматизация негативно сказывается не только на тех, кого стигматизируют, она ухудшает качество жизни всех окружающих. Так как повышает уровень агрессии в обществе.
У стигматизированных людей (инвалидов, с положительным ВИЧ, людей без определенного места жительства, вышедшим из мест лишения свободы) включается защитный механизм, и поскольку они ощущают себя очень уязвимыми, они пытаются найти еще более беспомощного и подвергнуть его стигматизации.
Стигматизированные люди постоянно испытывают тревогу. У них нет другого опыта взаимодействия с обществом, в котором не уважают их права, и они автоматически воспроизводят поведение, с которым относятся к ним.
Поскольку результатом стигматизации становится акцентирование на человека и противопоставление его остальным членам общества, стигматизированный выпадает из нормального взаимодействия и пополняет ряды маргиналов. Стигма – это фактор, который влияет на поведение индивида.
К сожалению, общественное сознание большого количества россиян пока не воспринимает и инвалидов как равноценных граждан, хотя уже предпринимаются шаги для обеспечения им доступа к социальной инфраструктуре, возможность получить образование и занятость.
Проблема стигматизации неразрывно связана не только с толерантностью в обществе, она является маркером интеллектуального и культурного развития человека. И чем ниже его уровень – тем сильнее нетерпимость.
Светлана Богданчик, практикующий психолог, ведущая психологических терапевтических групп