Михаил Карс: «Иногда мои герои мне не подчиняются»

16 декабря 15:15

Михаил Карс – современный российский поэт и прозаик, пишущий в жанрах юмористической прозы, фантастики и психологической прозы. Книги «Захват из космоса», «Закат рябиновой любви» и «Шторы с павлинами» уже нашли своих почитателей. Михаил Карс является автором более 200 стихов в жанрах пейзажной, любовной, гражданской и философской лирики. Михаил родился в городе Поронайске Сахалинской области в 1970 году. В 1975 году после демобилизации отца, который был военным (подполковник СА), семья переехала на постоянное место жительства в Москву. Окончив школу поступил в медучилище. В 1988 году был призван в армию. Служил в Чехословакии. В 1990 году демобилизовался и вернулся в медучилище, закончил последний курс. Дальше был институт, диплом врача, второе высшее и вот новоявленный, но уже психолог вышел на работу. Он и сейчас между написанием книг и стихов продолжает помогать людям в их психологических проблемах. Михаил Карс интересный собеседник, с чувством юмора. Наше интервью проходит по видеосвязи, но даже такая форма общения позволила сразу понять, что скучно не будет.

Здравствуйте Михаил! Расскажите, что для вас написание книг?

Добрый день! В первую очередь это хобби. Я начинал писать в конце 90-х и начале 2000-х. Писал, как говорят в стол. Учился, работал, а стихи и рассказы просто складывал в тумбочку, считая, что никому это не нужно. Однажды, это было где-то году в 2011, мои юмористические рассказы прочитала многолетняя знакомая. В своих отзывах она была сдержана, но сказала: «попробуй напечатать…». Я не предал этому значение и года на два вообще отложил это занятие. Гуляя как-то по интернету, я набрел на один портал, где такие как я непрофессионалы, размещали свои стихи и прозу. Собственно, с этого все и началось. Это был 2014 год, когда нашу страну клеймили все кому не лень. Надо было куда-то выпускать пар и данный портал помог. Размещая патриотические стихи, которые приходили даже во сне, я начал понимать, что их читают. Спустя небольшое время, мозг немного освободился от эмоций и стали приходить в голову уже и философские стихи, а за ними стали складываться строки в жанре пейзажной и любовной лирики. Попробовал издать сначала одну, а потом и еще две небольшие книги со стихами. Когда понял, что получается я стал пробовать издавать книги уже и с прозой.

Я знаю, что у вас не литературное образование, как вам пришло в голову посвятить себя именно этой сфере?

Я не могу сказать, что посвятил себя именно этой сфере. Повторюсь, это все же для меня хобби. Я не пишу по заказу и не сижу с утра до ночи у компьютера выпекая те или иные сюжеты. Я пишу тогда, когда меня действительно захватывает сюжет, который я придумал. Знаете сколько сюжетов висит у меня в компьютере, которые в процессе написания, перестали меня захватывать?…

В каком смысле «перестали захватывать»?

Ну вот представьте… Вы придумали сюжетную линию, героев, место, где все происходит. И вот в какой-то момент, ваш герой берет и переезжает в другой город, или поселок, или вообще решил, что ему надо переехать в другую страну. Что бывает чаще всего (смеется). И что?… Как быть?…

Я боюсь летать на самолетах, поэтому за границей был лишь в глубокой молодости, когда служил в армии и единственный раз выбрался в Египет. Это все мои познания про заграницу. А героям надо смыться или в Америку, или в Китай, или в одну из европейских стран… И как писать, если я ничего не знаю про все эти страны. Конечно, можно погуглить и собрать общую информацию. Я однажды попробовал так сделать, так герою стало скучно, и он начал болеть и стал готовиться умереть… А у меня еще и середины книги нет! Вот и приходится ее отложить и какое-то время посвятить придумке нового сюжета.

А разве такое возможно, чтоб герой, которого придумали вы, вдруг переставал подчиняться вам, как автору?

Как видите, возможно (улыбается). Вышел герой из дома, идет спокойно по своим делам. Я уже знаю, что он сделает, куда придет, что скажет… и вдруг «бац!», в моей голове что-то перещелкивается и герой неожиданно вспоминает то, о чем я и предположить не мог, разворачивается и идет совершенно в другую сторону… И я понимаю, что теперь уже не я автор и владелец этого героя, а он сам, я только лишь записываю, и поверьте, я не всегда согласен с его действиями. Поэтому приходится останавливать героя одним проверенным способом, прекращать записывать его похождения (смеется).

И что же ждет всех этих героев? Вы так и забросите эти сюжеты?

Не знаю! Честно, не знаю… Может когда-нибудь, в старости, я вернусь к этим героям и попробую понять их мотивацию. А после того, как пойму, возможно, смогу закончить эти книги. Видимо у меня все еще впереди! (улыбается)

Вы же по своему образованию врач и психолог? Это как-то помогает писать?

Я, когда закончил институт, ни дня не работал врачом. Посчитал, что это не мое. Знаете, такой эффект «выгорания». Получил второе образование психолога и таким образом сформировал свою судьбу. Психология мне нравится, и я с удовольствием работаю и помогаю людям. Конечно, в некоторой степени, помогает. Но все же главное, это люди и характеры, которые я вижу в жизни. Я стараюсь не путать профессию и хобби. Поэтому мои клиенты не становятся прототипами моих героев. Считаю, что это не корректно и неправильно! Исходя из этого, стараюсь не описывать характеры своих клиентов.

А как же ваша книга «Шторы с павлинами»? Ведь там есть медсестра Татьяна… Она чей прототип?

Вопрос провокационный! (смеется) Я пока учился в институте, работал фельдшером. Мне казалось, что чем больше направлений в медицине я охвачу, чем больше различной практики будет, тем профессиональнее я стану, поэтому поменял несколько организаций, для достижения этой своей цели. Так вот.., такая медсестра действительно в моей жизни была. Конечно, что-то я придумал, что-то взял из ее жизни, так и получилась данная героиня. А вот в какой организации я нашел этот колоритный образ, не скажу! (улыбается)

А герои других ваших книг, так же имеют прототипов?

Не все! Но характеры я формировал исходя из моего общения с реальными людьми.

А почему стихи вы стали публиковать именно в 2014 году? Это связано с событиями на Украине?

Да, именно так! Когда из всех щелей полилась ложь про нашу страну, мне хотелось всему миру крикнуть: «Вы что творите?». Но, кто бы меня услышал? Было такое психологическое перенапряжение, после увиденных в новостях убитых, ни в чем не повинных женщин, мужчин и детей Донбасса, что стихи стали именно тем каналом, по которому происходил выброс возмущения, агрессии… Ну не материться же на улице на всех подряд? (улыбается). Можно сказать, что в некотором смысле, события на Украине послужили началом публичности автора Михаила Карс.

В 2020 году вышла ваша очередная книга «Кровавая песня Донбасса». Вы полагаете такие книги нужны? Не является ли ваша книга таким же психологическим стрессом для читателя, как, собственно, стали для вас события 2014 года?

Эта книга, как отложенная реакция на стресс. Я много общался в то время с людьми, которые бежали от войны. Они рассказывали ужасы, о которых, в общем-то, мы все знали из новостей, но со своим переживанием. Я должен был написать эту книгу, хотя бы для того, чтобы таким образом отдать дань уважения жителям Донбасса. Для меня это было важно! Это не документалистика. Это всего лишь художественное видение того кошмара, в котором жили и который переживали истинные свидетели.

Каковы ваши планы на будущее?

Надеюсь, что оно будет…, будущее! (смеется). А если серьезно, то хочу попробовать написать трагикомическую пьесу для театра. Даже начал ее писать… Посмотрим, что из этой затеи получится.

Спасибо вам за интервью! Будем ждать ваши новые книги!