«Рейдерская» история братьев Сварчевских аукнулась Восточным форумом

24 февраля 19:17

Проходивший в сентябре прошлого года во Владивостоке первый Восточный экономический форум запомнился многим громкими инициативами по развитию Дальнего Востока России, откровенными дискуссиями и высказываниям известных политиков и бизнесменов. Однако кое-что осталось за рамками фотокамер и объективов. Об одной такой истории нам хотелось бы рассказать сегодня.

Но начнем мы с предыстории, которая собственно началась на Сахалине в июне 2015 года. Конфликт между печально известными в регионе братьями Сварчевскими и собственниками морского порта Поронайск начался, когда братья не пустили в порт вновь назначенного руководителя предприятия, об этом подробно писал летом прошлого года «КоммерсантЪ». В местных СМИ появлялись даже сообщения о якобы имевшем место рейдерском захвате предприятия. Но в феврале этого года много лет крышевавшие бизнес в морском порту Поронайск братья Сварчевские были отстранены от деятельности и выдворены с территории портового предприятия.

Казалось бы на этом история с изворотливыми дельцами братьями Сварчевскими должна и закончится, но нет, совсем недавно СМИ стало известно о попытке этих самых братьев Сварчевских скомпрометировать руководство ФГУП «Росморпорт» (управляет всей государственной собственностью в морских портах России) и команду нового губернатора Сахалинской области, заставив обманом и манипуляциями подписать «под шумок» в рамках первого Восточного экономического форума соглашение о сотрудничестве между упомянутыми государственными лицами и братьями Сварчевскими. Но не пугайтесь, в этот раз служба безопасности и юридическое подразделение Росморпорта сработали быстро и слажено, руководству было доложено, что братья Сварчевские не имеют никаких прав выступать от имени морского порта Поронайск и тем более подписывать какие-либо документы со стороны предприятия. Умысел братьев Сварчевских был раскрыт, соглашение не подписано, братья с позором быстро ретировались с форума.

Для чего же понадобилось братьям Сварчевским соглашение с Росморпортом и Правительством Сахалинской области. Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в истории их бизнеса в порту.

По информации опять же местных СМИ и по итогам журналистского расследования, была обнаружена интересная закономерность: практически каждые два-три года братья Сварчевские разыгрывают карту «рейдерского захвата» предприятия с иностранным или российским инвестором. Если резюмировать все найденные журналистами публикации, получается вот такая история: братья Сварчевские, получив права на имущество портового предприятия через череду банкротств, судов и сомнительных операций с недвижимостью, обзавелись нехитрым и весьма доходным для них бизнесом. Суть их бизнеса состояла в следующем: найти инвестора, которому всеми правдами и неправдами вбить в голову некую перспективность проекта развития порта (для этого периодически на протяжении последних 10 лет в местных СМИ то и дело выходила заказанная ими же статья о вот-вот приходящем в порт инвесторе, то китайском, то японском, то корейском — но за все это время конечно же никакого реального инвестора у них не было). Если на горизонте появлялся некий инвестор, то братья, использую заказные статьи и ложные обещания быстрого и прибыльного проекта, предлагали заключить с таким инвестором соглашение. По такому соглашению инвестор передавал первую часть средств авансом (по уверениям братьев Сварчевских, для ремонта имущества и приведения порта в нормальный вид). Однако по прошествии некоторого времени инвестор, посещая предприятие, убеждался, что на самом предприятии ничего не изменилось, и деньги, выделенные братьям Сварчевским, растворились где-то явно вне порта. Требуя отчета за потраченные средства, инвестор прекращал финансирования (понятно, что, чтобы перечислять очередной транш, инвестору хотелось убедиться в том, что ранее выделенные средства, не растрачены, не украдены и не пропали даром). Братья Сварчевские умело использовали эту ситуация каждый раз через суд или через нагнетание негатива в прессе, заставляли инвестора выйти из проекта и забыть про все произошедшее как про страшный сон. При этом под их контролем оставалось имущество, а о судьбе выделенных инвесторами денег можно только догадываться. Так было в 2006-2007 с корейскими инвесторами, которые по информации СМИ, потеряли более двух миллионов долларов, и были вынуждены уйти из России, так как им не хотелось продолжать тяжбы в российских судах с братьями Сварчкевскими, так было в 2011-2012 с российскими корейцами, которые, поверив в очередной раз братьям Сварчевских, также потеряли более миллиона долларов США (по информации из прессы) и были вынуждены выйти из проекта с убытками. Так, по задумке братьев Сварчевских, должно было произойти в очередной раз. Но инвесторы, видимо, оказались грамотнее и осведомленнее, и братья Сварчевские решили «подкрепить» свой бизнес для инвестора подписанным Росморпортом и Правительством Сахалинской области документом. Именно для этого Сергей Сварчевский представился в упомянутых государственных структурах руководителем морского порта (кем он естественно в тот момент не являлся и не мог выступать от имени предприятия и тем более не имел права подписывать какие-либо документы).

Можно предположить, что это соглашение (если бы оно был все-таки подписано в рамках первого Восточного экономического форума) позволило братьям Сварчевским привлечь очередной транш от инвестора и успешно его освоить на собственные нужны, как это было уже не раз. А ведь за этим соглашением могли пойти в распоряжение братьев и бюджетные деньги, были бы скорректированы планы Росморпорта и Сахалинской области в области развития инфраструктуры. Но этого к счастью не случилось. Успокаивает в этой ситуации и то, что новая власть и новая команда Губернатора Сахалинской области Кожемяко О.Н. точно не будет пачкаться связями с этими сомнительными дельцами из лихих девяностых. Уже сейчас очевидно, что никто из нынешнего руководства региона не захочет быть уличенным в связях с этими «бизнесменами».

По имеющейся у СМИ информации, в настоящее время в отношении группы лиц, связанных с братьями Сварчевскими, проводятся проверки военной прокуратурой и военно-следственным отделом следственного комитета. Не исключено, что в ближайшее время станет известно и о новых преступных схемах, проворачиваемых братьями Сварчевскими в период их шефства в порту.

Справка

Морской порт Поронайск расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу залива Терпения Охотского моря. Порт был создан в 30-х годах ХХ века. Площадь акватории порта – 12,5 кв. км. Порт имеет 6 причалов общей протяженностью 386,7 пог. метров.