Топ-менеджеру на заметку: особенности национального коучинга или кому это нужно

03 февраля 15:55

Наталия Васина об особенностях профессионального коучинга в России

Несмотря на то, что коучинг в России развивается уже 17 лет, представления об этой профессии в массе своей весьма специфичны. Популярность коучинга на Западе объясняется его основной особенностью – профессиональный коуч задает глубокие трансформирующие вопросы, выводя клиента на новую высоту. И чем большего достигает клиент, тем более высокой оценки заслуживает его коуч. В России рынок коучинга имеет свои особенности: понятия наставника, коуча, психолога и психотерапевта многими перепутаны. Как в этом разобраться бизнес-лидеру и выбрать правильного специалиста, нашему изданию рассказала опытный управленец, executive коуч и тренер по коучингу ICC Global Наталия Васина.

— На протяжении 24 лет вы строили успешную карьеру в таких крупных корпорациях, как Coca-Cola, Mars, «Вимм-Билль-Данн», Pepsico. И вдруг все с нуля, в мало кому понятной сфере коучинга, как так?

— У любого профессионала, когда он достигает определенного пика в карьере, наступает момент выбора того, как и куда он намерен двигаться дальше: идти той же стезей по все более сужающейся тропинке в известной ему области, либо выбрать неизвестный маршрут, который может оказаться для него новым витком развития. Вот далеко не полный список людей, которые кардинально изменили свою профессию и достигли в ней успеха в достаточно зрелом возрасте: Харланд Девид (в 52 года начал предлагать куриные грудки, приготовленные по особому рецепту, спустя несколько лет основал KFC), Мери Кей Эш (в 45 лет начала свой бизнес косметики), Амансио Ортега (в 37 лет начал производить одежду, через несколько лет в Испании появилась ZARA) и многие другие. И для мня это было, признаться, смелое, но продуманное и логичное решение. Я разделяю мысль Тимоти Ферриса, который сказал: «”Когда-нибудь потом” – опаснейшая болезнь, которая рано или поздно похоронит ваши мечты вместе с вами».

— В 2013 году вы заняли 15 место в Топ-100 директоров по Маркетингу России согласно независимому рейтингу РБК и журнала DerSpiegel. Вы известны, как один из самых ярких и успешных стратегов в FMCG-маркетинге, в чем логика?

— Последние три года этот вопрос мне задают достаточно часто. Высокое место в независимом рейтинге было связано с успешно реализованными 2006-2013 годах, масштабными маркетинговыми проектами. В частности, процессом восстановления и перехода компании «Вимм-Билль-Данн» от экстенсивного к интенсивному росту. Затем, с 2010 года, уже в компании Pepsico, я занималась стратегией слияния портфелей двух соковых гигантов, какими на тот момент были «Вимм-Билль-Данн» и приобретенный Pepsico чуть раньше концерн «Лебедянский». Это был крупнейший сегмент с оборотом более 1,5 миллиарда долларов. Поскольку подобные сделки на одном рынке происходят не чаще, чем раз в столетие, все, кто был в этом задействован, получили уникальный опыт.
К тому же мой личный опыт работы в маркетинге и управлении был всегда связан с решением нетривиальных стратегических задач. Подобные задачи – большая редкость на любом рынке. Простой маркетинг в его старой парадигме после таких масштабных проектов перестал мне быть интересен. Я хотела продолжить свое развитие в другой области, но с возможностью использования своего опыта управления. Коучинг привлек своим неоднозначным положением в российском бизнесе, невероятной мощью и тем, что по определенным причинам он был дискредитирован в России за эти годы (более подробно о том, в чем отличие коучинга от других профессий, и как бизнес-лидеры сегодня понимают коучинг в России, я поделилась в одной из своих статей для HBR Russia КОУЧИНГ ПО-РУССКИ (http://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/p16773/))

Так, в 2014 году я пошла учиться коучингу и затем приняла решение выйти из корпорации, заняться новым направлением развития, поставив перед собой очередную нетривиальную задачу – сделать коучинг в России понятным, востребованным и вывести его на новый профессиональный уровень для бизнеса. Я вижу большой потенциал в создании сегмента высокопрофессиональных коучей и наставников со значимым опытом управления и работы в бизнесе, которые глубоко и системно знают, как работает бизнес, и как грамотно помочь в решении задач, с которыми сталкивается руководитель высшего звена.

— Какова ситуация на российском рынке коучинга сегодня?

— Если говорить о населении в целом, то большинству россиян не до коучинга. На западе коучинг тоже начал свое развитие в спорте и бизнесе и только потом перешел в массы. В российском бизнесе коучинг развивается более активно. Но есть проблема, что коучинг большинством управленцев ассоциируется с психотерапией, что вызывает недоверие и непонимание пользы. Сейчас у нас в стране практически нет профессиональных коучей, имеющих за плечами качественный и многолетний опыт работы на руководящих постах с пониманием всех системных связей. Рынок коучинга в России состоит из множества одиночек и небольших групп, значительно отличающихся по уровню своих компетенций. Некоторые «коучи» даже не имеют образования в коучинге и обладают очень поверхностным знанием этих методик и технологий. Если посмотреть на коучинг как индустрию, то у нас в России нет единого, прозрачного и системного подхода к формированию рынка этих услуг.

— А зачем коучинг нужен бизнес-лидерам? Особенно это интересно понять с точки зрения самих топ-менеджеров. Если они уже реализовали себя в карьере, зачем им услуги коучинга?

— Работа топ-менеджера кажется красивой сказкой только издалека. В действительности это – ежедневный стресс. Реальность управленца совершенно другая: постоянное давление конкурентов и рынка, недостаточное финансирование, нехватка персонала, проблемы с подрядчиками или клиентами, интриги внутри компании… И при этом нужно хорошо делать свою работу и показывать результат. По моему мнению, есть два ключевых умения, жизненно необходимых каждому бизнес-лидеру, напрямую связанных с коучингом.
Первое умение – держать себя постоянно в «тонусе», умело уходить от депрессий и стрессов, неустанно работать над собой, чтобы системно и «по-чемпионски» выходить на новую высоту. Это легче делать, пользуясь услугами профессионального коуча. Могут быть ситуации, когда бизнес-лидер «застрял», потерял драйв, хочет увидеть новую перспективу, решить на первый взгляд не решаемую проблему. Я, как коуч, даю возможность посмотреть на себя со стороны, найти решение, освободить то, что скрыто под массивом ежедневной рутины. Работая с бизнес-лидерами, я убедилась, что коучу необходимо иметь, прежде всего, бизнесовый и жизненный, а не только коучинговый опыт, самому пройти через различные непростые ситуации, чтобы оказывать поддержку лидеру бизнеса. Только благодаря многолетнему опыту работы вы можете «видеть сквозь» и чувствовать скрытые смыслы, быстро ухватить суть. Тогда можно дать клиенту то, что станет для него толчком для вдохновения и новых достижений.
Второе важное умение топа – знать, какие есть коучинговые техники, и использовать их в своем управлении грамотно. Для этого нужно быть коуч-компетентным, понимать, что такое коучинг, в чем его принципиальные отличия от направлений психотехник и наставничества.

— Это в идеале, а как на деле?

— Бизнес-лидеры стали использовать профессиональную коучинговую поддержку чаще, но проблема недостатка коучей с опытом управления в бизнесе остается. Речь идет об индивидуальных занятиях с коучем. Если говорить об использовании коучинговых инструментов в управлении, то одно из моих наблюдений говорит о том, что все понятия о коучинге, привнесенные в бизнес, в лучшем случае сводятся к использованию модели GROW. На мой взгляд, если говорить об использовании коучинговых техник в управлении, то модель GROW – хороший, но недостаточный и не раскрывающий сути и глубины коучинга инструмент управления. Скорее, он подходит для молодых начинающих сотрудников, а опытному бизнес-лидеру эта модель будет скорее скучна и неинтересна. Зрелому управленцу необходимо иметь в своем арсенале несколько различных техник коучинга, которые он сможет использовать по ситуации, что даст наибольший эффект.
У нас же пока ощущается нехватка компетентных коучей и коуч-тренеров, которые сами обладают достаточным опытом в бизнесе, что дает максимальный синергетический эффект: практики опыта управления интегрируются со знаниями коучинговых технологий.
Тем не менее, ситуация медленно, но начинает меняться, так как все больше топ-менеджеров начинают интересоваться коучинговыми техниками в контексте усиления эффективности управления или своего следующего карьерного шага. Убеждена, что в среднесрочной перспективе бизнес от этого только выиграет. Грамотное использование техник коучинга обычно превосходит ожидания, так как эти техники стимулируют людей к мышлению вне шаблонов, развивают умение думать, принимать верные решения и действовать с высокой мотивацией, не связанной с денежным вознаграждением.
Чтобы понять, как использовать коучинговые технологии в управлении и получить новые навыки в свой арсенал, лучше пройти полноценный и качественный курс обучения коучингу.

— Курсов много, как выбрать то, что действительно даст те умения, о которых вы говорите, инструмент, который будет хорошо структурирован и ориентирован именно на бизнес-лидера?

— Вы правы, программ много, как и авторских курсов, которые ведут разные по опыту и образованию люди. Каждый человек может выбирать себе школу коучинга согласно своим критериям. Сначала определите ваши критерии и выбор за вами!
Когда я еще находилась на позиции бизнес-лидера и решила пойти на курс коучинга, я определила для себя шесть важных критериев: системность и структура материала, работающий и разнообразный инструментарий, компактность и отсутствие психотерапии. Свой выбор я остановила на программах ICC (International Coaching Community) Джозефа О Коннора – глобальные, мощнейшие и компактные программы, которые ICC дает по единым стандартам по всему миру. Они имеют высшие Европейские награды EQA (European Quality Award) и полностью их оправдывают.
Курс дает цельное и системное понимание коучинга, много важных инструментов и техник коучинга, которые можно использовать и в управлении, и в жизни. Если вы знакомы с коучингом через модель GROW, то программа ICC неизменно даст системность понимания и много разнообразного инструментария.

— В 2015 году вы стали первым российским тренером по программам ICC. Учитывая ваш бизнес-опыт, наверное, это логично. Кто учится у вас, и как попасть на курс ICC EQA, который ведете именно Вы?

— Да, я специально ездила в Англию на обучение, чтобы получить знания от гуру Джозефа О Коннора и стать одним из глобальных тренеров ICC. В России открытые курсы ICC для бизнес-лидеров мы проводим 2 раза в год, весна и осень. Традиционно мы формируем группы высокого управленческого уровня. Это директора различных функций, генеральные директора, HR директора из совершенно разных бизнесов и индустрий. Наши группы по численности не превышают 15 человек. Это необходимо, чтобы дать материал в хорошем качестве и уделить время каждому «студенту».
Мы сохраняем конфиденциальность участников, поэтому на нашем сайте вы не найдете ссылок на имена и фамилии, интервью с ними или названия компаний, в которых они работают или работали. Далеко не все топ-менеджеры хотят публичности.
В марте 2018 года мы будем проводить очередной открытый курс для бизнес-лидеров. Зарегистрироваться на него можно по ссылке РЕГИСТРАЦИЯ (http://www.success-logic.com/reg), и мы отправим вам всю подробную информацию о курсе. На сайте есть описание программы: http://www.success-logic.com/article/ru/14.

На мой взгляд, чтобы ваше лидерство приносило результаты, очень важно понимать, что коучингом нужно грамотно пользоваться!

Наталия Васина, сертифицированный тренер ICC Global,практикующий Executive & Team коуч. Опыт работы в операционном бизнесе – 24 года на руководящих постах в Fortune 500.
Автор ряда статей по лидерству и управлению в HBR Russia.
Среди корпоративных клиентов Наталии – Metro C&C Group, Volvo Cars, Tele2, Mars, JLL, DIXI Group, Савушкин Продукт, Mistral Group, CubQ, и также частные клиенты.

Интервью брала МАРИЯ ТАРАСОВА