Чернышева Наталья об общественном контроле и участии в нем граждан страны

20 марта 20:45

Что такое общественный контроль?

В первую очередь, это контроль граждан над исполнением государством своих функций, что в основном сводится к контролю над расходованием бюджетных средств различными органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями.

Также это контроль граждан над всеми сферами, прямо или косвенно затрагивающими их жизнь: образование, медицина, торговля, ЖКХ, деятельность организаций иных сфер, использующих бюджетные средства.

Какие можно назвать примеры общественного контроля?

Еще в СССР существовал Закон «О народном контроле в СССР» от 30.11.1979 № 1159-Х. Народный контроль представлял собой симбиоз государственного и общественного контроля, так как группы и посты народного контроля подчинялись и отчитывались системе государственных органов по осуществлению народного контроля. Органы народного контроля создавались по территориальному и производственному признакам, а их сфера деятельности распространялась на все отрасли управления. Это была достаточно результативная практика, и я считаю, что подобные инспекции надо возрождать.

В западных странах существуют негосударственные некоммерческие организации, которые проверяют расходование бюджетных средств, их представители выступают на заседаниях органов власти, и их очень боятся.

Чем регламентирован в настоящее время общественный контроль в РФ?

Уже четыре с половиной года назад был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 N 212-ФЗ. В соответствии с ним, основными субъектами общественного контроля являются общественные палаты всех уровней административного деления, а также общественные советы при органах исполнительной и законодательной власти. Помимо этого, в отдельных случаях законом предусмотрено создание общественных наблюдательных комиссий, инспекций, групп общественного контроля и иных организационных структур общественного контроля.

Дело в том, что еще с 2011 года я состояла в рабочей группе при Совете по правам человека при Президенте РФ, которая разрабатывала свой вариант закона об общественном контроле.

Это был проработанный законопроект прямого действия, в соответствии с которым субъектами общественного контроля также могут являться отдельные граждане, их объединения, инициативные группы и некоммерческие негосударственные организации. Иными словами, возможность осуществления общественного контроля представлялась бы более широкому кругу лиц, нежели в соответствии с ныне действующим законом.

Региональный московский законопроект по общественному контролю долго обсуждался в Общественной палате г. Москвы, где я являюсь экспертом, однако он, к сожалению, так и не был принят.

Кем осуществляется общественный контроль?

Общественный контроль должен, в первую очередь, осуществляться гражданами и их объединениями. Именно они должны являться главными субъектами общественного контроля, поскольку контроль осуществляется в тех сферах, которые затрагивают интересы именно граждан.

А в настоящее время он может осуществляться, в принципе, только общественными палатами и советами.

Каковы главные аспекты общественного контроля, которые должны быть внедрены в жизнь?

Главных положений, на мой взгляд, должно быть, по крайней мере, три:

1) Возможность граждан участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и опосредованно, в том числе в составе общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, инициативных групп.
Это просто необходимо для обеспечения независимости общественного контроля от органов государственной власти и свободы выбора сферы деятельности государственных органов и организаций в соответствии с актуальностью и необходимостью в контроле.
2) Общественному контролю подлежат все средства бюджета, используемые коммерческими или некоммерческими организациями любых форм собственности.
В соответствии с действующим законом невозможно проверить все бюджетные средства, используемые коммерческими и некоммерческими организациями — можно проверять только государственные контракты до тех пор, пока они не уходят на уровень субподрядчиков, на которых закон пока не распространяется.
3) Должностное лицо, препятствующее получению запрашиваемой субъектами общественного контроля информации о расходовании бюджетных средств или скрывающее запрашиваемую информацию о расходовании бюджетных средств, должно подлежать уголовной ответственности как за хищение в объеме скрываемых средств. Сейчас же ответственность за сокрытие информации не предусмотрена законом.

Куда, по Вашему мнению, следует передавать результаты проверок?

В органы прокуратуры, так как именно ими осуществляется надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории страны. Однако наш опыт взаимодействия с соответствующими органами по борьбе с экономическими преступлениями показал, что, к сожалению, они недостаточно укомплектованы специалистами, способными компетентно проверить финансовую отчетность.

Как в настоящее время все же может действовать общественный контроль со стороны непосредственно граждан?

Очень хорошо, если граждане непосредственно участвуют в проверках тех сфер, которые касаются их жизни и тех денег, которые они заплатили. Так, несмотря на то что деньги за жилищно-коммунальные услуги жители платят коммерческим организациям, и эти деньги не являются бюджетными, жители имеют полное право проверить, на что ушли заплаченные ими средства.

Ведь когда мы покупаем какой-либо товар или услугу, мы всегда вправе требовать надлежащего их качества. Не все до сих пор знают, что управляющие компании обязаны отчитываться перед жителями не реже раза в год. Именно поэтому мы с нашей «Организацией народного контроля» бесплатно помогаем жителям разобраться в отчетности их управляющих компаний, обнаружить неправомерно списанные расходы, добиться компенсации.

Некоторые положительные изменения в области возможностей осуществления общественного контроля все же наметились, хотя пока это очень слабые ростки, но их надо всячески развивать. Так, например, главы управ города Москвы, руководители территориальных центров социального обеспечения, районных отделов внутренних дел, районных ГБУ «Жилищник», многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, амбулаторно-поликлинических учреждений в настоящее время обязаны ежегодно в начале года отчитываться перед муниципальными депутатами о проведенной работе за предыдущий год и израсходованных средствах. Данные меры были введены постановлением правительства Москвы № 474-ПП от 10.09.12. Жители также имеют право присылать свои вопросы и присутствовать на отчетах. Часто отчеты носят исключительно формальный характер, так как в них перечисляются только количественные показатели. Однако активные жители, желающие, например, повысить качество медицинских услуг или услуг ЖКХ, тоже могут требовать ответа на свои личные вопросы, если их не устраивает качество работы соответствующих учреждений. Например, они могут заранее передавать свои вопросы муниципальным депутатам, чтобы те сами их задали. В свою очередь, депутаты как представители жителей обязаны вникать в каждую ситуацию и требовать ее разрешения.

Если нарушения или недовольство качеством носит системный характер, то можно обращаться в региональные общественные палаты и Общественную палату РФ, поскольку именно общественные палаты являются субъектами общественного контроля. Общественные палаты обязаны реагировать на обращения граждан и инициировать проверки документов по существу.

Что касается других способов организации общественного контроля, следует выделить «контрольные закупки» как самый эффективный – когда представители общественности на своем опыте убеждаются, легко ли воспользоваться услугами коммерческой или некоммерческой организации, над деятельностью которой может осуществляться общественный контроль.

Чернышева Наталья, директор АНО «Организация народного контроля»