Что ждет российскую пластическую хирургию после реформы: рассказывают эксперты

17 октября 08:23

Министерство здравоохранения РФ ввело новые правила относительно клиник и кабинетов пластической хирургии, действующих на территории страны. Параллельно введению новых правил чиновники Минздрава проводят масштабные проверки отрасли. Такие меры связаны с участившимися случаями причинения вреда здоровью пациентов и даже гибели людей в результате пластических операций. О том, как стоит относиться к реформированию пластической хирургии и применяемым мерам, рассказали эксперты – пластические хирурги и юристы.
Что ждет российскую пластическую хирургию после реформы: рассказывают экспертыПластический хирург Станислав Екимов входит в топ лучших пластических хирургов страны по публикации издания «Именно.ру». По его мнению, данные правила повышают требования к оказанию услуг в сфере пластической хирургии, ужесточают контроль надзорных структур над клиниками, и эти меры нельзя не воспринимать положительно.
— Необходимость более жесткого контроля над сферой пластической хирургии назрела давно, – рассказывает Станислав Екимов. — Пластическая хирургия – очень сложная сфера медицины. С одной стороны, она предусматривает проведение операций, в том числе с риском для жизни, с другой стороны – это коммерческая сфера, и прежде клиники не столь серьезно относились к безопасности пациентов, главным считали заработок. В связи с новыми правилами рынок пластической хирургии будет немного очищен от недобросовестных игроков, проблемные клиники и кабинеты закроют, и в этом – залог повышения качества услуг в сфере пластической хирургии.

Что ждет российскую пластическую хирургию после реформы: рассказывают экспертыПластический хирург Зарина Абрегова рассказывает, что в сфере пластической хирургии действительно давно существовали проблемы с качеством оказываемых медицинских услуг. Во-первых, во многих клиниках фактически не было нормальных операционных, в случае возникновения каких-то кризисных ситуаций человеку даже не могли оказать экстренную помощь. Во-вторых, подготовка многих врачей оставляла желать лучшего.

— В пластическую хирургию, – рассказывает Зарина Абрегова, – многие врачи шли зарабатывать, причем они и в своих «первых» отраслях были посредственными специалистами, а в пластической хирургии – вообще никакими. Это, естественно, не только отражалось на качестве медицинских услуг, но и создавало многочисленные риски для пациентов. Поэтому, с моей точки зрения, приказ был принят абсолютно справедливый и обоснованный.

Изменения, которые вносятся новыми правилами Минздрава РФ в функционирование клиник пластической хирургии, касаются организации самой медицинской помощи и направлены на то, чтобы клиники, в которых проводятся пластические операции, были оснащены в соответствии с общепринятыми стандартами, – говорит пластический хирург кандидат медицинских наук Светлана Пшонкина.
Что ждет российскую пластическую хирургию после реформы: рассказывают эксперты
На Ваш взгляд гарантирует ли наличие в клинике палаты интенсивной терапии безопасность пациента в случае осложнений во время хирургических манипуляций?

Станислав Екимов: Гарантировать нельзя ничего и никому. Человеку может стать плохо от самой невинной инъекции, самой легкой манипуляции с его организмом. Однако палата интенсивной терапии, безусловно, позволит избежать многочисленных рисков. В случае возникновения проблемных ситуаций, по крайней мере, появится возможность экстренно оказать пациенту необходимую помощь, а это может спасти жизнь. Так что такое решение можно только приветствовать.

Зарина Абрегова: Пластическая операция – это серьезное вмешательство в организм человека. Могут возникнуть самые разные непредвиденные ситуации, и клиника должна быть в состоянии оказать экстренную помощь. Долгое время «клиники» представляли собой закутки без нормальных операционных, с нехваткой оборудования. Многие люди обращались в такие клиники исключительно из-за соображений дешевизны, причем клиники буквально зазывали к себе круглогодичными акциями намного ниже средних цен. Надеюсь, что теперь это позади. Ну и если говорить о палатах интенсивной терапии, то их наличие в клинике – свидетельство искренней заботы о здоровье и безопасности пациента.

Светлана Пшонкина: Клиника должна располагать оборудованием, которое позволяет провести полное обследование пациента, как перед медицинской процедурой. В соответствии с новыми требованиями клиники пластической хирургии должны иметь законченный медицинский цикл. Т.е. они должны быть оснащены лабораторией, рентгеновской установкой, ультразвуковым оборудованием, электрокардиографом и т.п., а также иметь площади для размещения специалистов и оборудования. Наличие палаты интенсивной терапии необходимо в каждой клинике пластической хирургии.

Как Вы считаете, смогут ли новые правила способствовать тому, что рынок пластической хирургии избавится от низкоквалифицированных врачей?

Станислав Екимов: Поскольку рынок пластической хирургии всегда был коммерческим, в эту сферу медицины устремилось за быстрыми и большими деньгами большое количество врачей, в том числе далеко не самых лучших и добросовестных. Многие из них не справлялись в прежней сфере деятельности, будь то хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, но проходя краткосрочные платные курсы, переучивались и становились пластическими хирургами. Я считаю, что благодаря новым правилам рынок пластической хирургии если не полностью очистится от подобных псевдохирургов, то, по крайней мере, их численность сократится.

Зарина Абрегова: На мой взгляд, реформирование отрасли пластической хирургии способно повлечь за собой качественные трансформации в ее функционировании. Высококлассные специалисты, обладающие профессиональным именем, имеющие научные и практические достижения, предпочитают принимать пациентов в известных, «брендовых» клиниках. Но в «массовом» сегменте пластической хирургии, где спрос клиентов определяется стоимостью оказания услуг, многочисленными акциями и скидками, преобладают специалисты невысокой квалификации, многие из которых фактически не имеют реальной базы теоретических знаний и практических навыков в сфере пластической хирургии. Реформирование отрасли позволит выявить таких врачей и добиться либо повышения ими своей квалификации, либо их оттока из сферы пластической хирургии.

Светлана Пшонкина: Хотелось бы надеяться, что введение новых правил аттестации пластических хирургов позволит избавиться от неквалифицированных специалистов. В настоящее время уже создана научно-методическая база для подготовки пластических хирургов. Теперь врач, который хочет заниматься пластической хирургией, четко знает, что необходимо предпринять, какое пройти обучение, чтобы иметь возможность выполнять пластические операции. Все это позволяет поднять профессиональный уровень пластических хирургов и тем самым повысить качество проводимых пластических операций.

Что ждет российскую пластическую хирургию после реформы: рассказывают экспертыСвое мнение высказала и юрист Ирина Викторовна Кузнецова – генеральный директор аудиторской компании ООО «ЮСТИКОМ», председатель подкомитета по налогам Комитета по налогам и аудиту Московской торгово-промышленной палаты.

Ирина, как контроль государства способен оградить пациента от действий непрофессионала?

Идея улучшить качество оказываемых услуг хорошая. Однако приказ Минздрава № 298 получил широкий резонанс в медицинском сообществе по вполне понятным причинам. Он меняет требования к оснащению клиник пластической хирургии: рентгенодиагностический аппарат, отделение анестезиологии-реанимации, аппарат МРТ – все это дорогостоящее оборудование, которое необходимо пластическим хирургам в исключительных случаях, а не в текущем порядке. В то же время, рентген, к примеру, нельзя размещать в жилых домах. А большая часть клиник как раз попадает под эту категорию. Какие в этом случае варианты: менять помещение? Менять направление? То есть целесообразность подобных требований по оборудованию неоднозначна. Все это больно бьет по клиникам, многие из которых закрываются. Это называется «защитой от непрофессионалов»? Сомнительно. Профессионализм – это качество хирургов, всего медперсонала. И этот профессионализм нужно проверять и повышать другими методами.

Не станут ли правила средством борьбы с неугодными клиниками и врачами?

Увы, такие риски усматриваются. Новые трудноисполнимые в силу затрат требования – вполне удобный способ передела рынка. Регуляторы дают действенный инструмент для недобросовестной конкуренции в отношении конкурирующих клиник и известных хирургов, а это впоследствии коснется непосредственно потенциальных пациентов, для которых немаловажным фактором является стоимость услуг, а она автоматически повысится, поскольку оставшиеся на рынке клиники для продолжения деятельности должны будут вложить существенные суммы в оборудование, ремонт, оформление дополнительной документации. Естественно, вернуть вложенные деньги можно одним способом – повысить стоимость услуг.

Насколько регламентация этой сферы позволит сформировать эффективную систему взаимодействия государство-врач-пациент?

Государство призвано осуществлять поиск новых механизмов эффективного взаимодействия с предпринимательскими структурами в здравоохранении, контролировать надлежащее качество услуг, оказываемых пациентам. На практике при заданных требованиях мы увидим сокращение конкуренции, повышение стоимости оказываемых услуг, уход средств в зарубежные клиники, риск появления теневого рынка со всеми угрозами здоровью пациентов.

Таким образом, пока в профессиональной среде новые правила встречают неоднозначное отношение. Специалисты надеются, что приказ Минздрава поможет очистить отрасль от неквалифицированных работников, но есть и определенные риски. В любом случае, как будут функционировать правила на практике, покажет время.