Юрист Олег Пырьев: как добиться компенсации за некачественные услуги в сфере грузовых перевозок
Ситуации, когда потребитель остается недоволен некачественными, по его мнению, услугами транспортных компаний в сфере грузовых перевозок, являются очень распространенными. Под некачественным оказанием услуг можно понимать значительную задержку отправки и прибытия груза, порчу груза в дороге или при погрузочных и разгрузочных работах, утрату груза или части груза, отправку его в другое место. Если имел место какой-либо из перечисленных случаев, можно и нужно требовать возмещения убытков с компании, перевозившей груз.
Однако для того, чтобы облегчить себе задачу по предъявлению претензий в случае некачественной доставки груза, необходимо изначально выстроить правильную стратегию взаимодействия с транспортной компанией. В первую очередь, должен быть подписан письменный договор о предоставлении услуг по перевозке груза. В договоре должны содержаться основные параметры определения качественного оказания услуг. Этот договор в случае разбирательства станет главным доказательством вашей правоты, поэтому к его составлению надо отнестись со всей ответственностью, при необходимости – привлечь профессионального юриста.
Если транспортная компания заключить договор не хочет, то лучше поискать другую транспортную компанию. Не стоит связываться с теми, кто работает «по старинке», «на честном слове», и так далее. Потом это выйдет себе дороже, даже если услуги по перевозке груза в такой компании обещают предоставить по более дешевым расценкам, чем у «правильных» конкурентов, работающих по письменному договору.
Второй важный момент – фиксация оказания некачественной услуги. Как только выясняется, что услуга оказана некачественно, это необходимо зафиксировать. Например, написать в акте приемки груза, что он был испорчен или получен не в нужном количестве, с опозданием и так далее. Нужно сфотографировать или снять на видео повреждения груза, заручиться показаниями свидетелей.
В случае оказания некачественной услуги первым делом составляется досудебная претензия. В ней должна содержаться ваша аргументированная позиция по вопросу о доставке груза, обоснование, почему услуга была некачественной и ваши требования, например – компенсировать стоимость испорченного груза и убытки вследствие потерянного времени.
Данная претензия подается в компанию, осуществлявшую перевозку вашего груза. Если ответ от компании не поступает в течение десяти дней, либо компания отказывается выполнять ваши требования и не предлагает своей компенсации, можно обращаться в суд. Для этого лучше сразу заручиться помощью профессионала – юриста или адвоката, который составит исковое заявление и будет представлять в суде ваши интересы.
К исковому заявлению прилагаются копия направленной ранее досудебной претензии, документы о проведении соответствующих экспертиз оценки ущерба, письменный договор с компанией об оказании услуг, при необходимости – иные доказательства, включая показания свидетелей – получателей груза, ваших работников и так далее.
Отметим, что если ваши требования обоснованные, то суд, скорее всего, встанет на сторону потребителя услуги. В этом случае компании-перевозчику придется компенсировать стоимость испорченного или утраченного груза, либо убытки от опоздания или доставки его по другому адресу. Кроме того, она сама будет вынуждена оплатить судебные издержки, в том числе и стоимость работы привлеченных вами юристов.
Олег Пырьев, юрист