Павел Береснев: что нужно знать о товарных знаках, если вы продаете товары на маркетплейсе

07 ноября 13:22

Реализация товаров на маркетплейсе под чужим товарным знаком, означает, что продавец ступает по зыбкой почве, рискуя попасть под санкции, предусмотренные за такое нарушение.

Согласно ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсации за нарушение прав на товарный знак могут достигать размера 5 миллионов рублей или двойного размера суммы, на которую нарушителем продан товар. Причем вычисляется такая сумма весьма просто – посредством использования счетчика продаж на сайте маркетплейса. Суды, как правило, такой расчет принимают как доказательство.

В российском законодательстве под товарным знаком понимается обозначение, индивидуализирующее товар – название или логотип, который зарегистрирован в Роспатенте, в соответствии с существующими правилами регистрации товарных знаков.  Использование чужого товарного знака запрещено, за исключением случаев, когда владелец товарного знака выдает официальное разрешение на его использование. Такое разрешение может выдаваться, например, в форме франшизы или лицензии. Не секрет, что многие предприниматели занимаются реализацией на маркетплейсах товаров, при этом, используя товарные знаки компаний, без надлежащего на то разрешения, то есть незаконно.

В настоящее время маркетплейсы отвечают за использование на площадках чужих торговых знаков только в исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством, а учитывая, что маркетплейс, как компания, обладает значительными финансовыми и административными возможностями, количество таких случаем сводится к минимуму. Следует отметить, что автору статьи единожды, удалось-таки привлечь к ответственности один крупный маркетплейс. Из сказанного следует, что претензии в 99 процентов случаев будут предъявляться продавцу.

В этой связи, перед началом реализации товара продавцу следует принять ряд мер, которые бы исключали риск обвинения в использовании чужого товарного знака, или по крайней мере, сводили его к минимуму. Для этого необходимо предоставить администрации документы, подтверждающие разрешение на использование чужих товарных знаков.  Как правило, это лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака, или договор коммерческой концессии (франшизы).

В отсутствии таковых, мы, как специалисты не рекомендуем реализовывать товары, маркированные чужим, охраняемым обозначением. Если все же это произошло, и вы получили претензию, не спешите отдавать миллионы (а в большинстве случаев именно так), указанным в претензии людям или организациям и не вступайте с ними в переговоры. Только специалисты могут установить:

  • — имеет ли место нарушение прав на товарный знак;
  • — принадлежит ли товарный знак лицам, которые в претензии указаны как его владельцы;
  • — надлежащим ли образом оформлены полномочия представителя лица, предъявившего претензию (особенно если претензию предъявил иностранный правообладатель);
  • — верно ли рассчитана запрашиваемая компенсация и возможно ли ее снизить и насколько.

 

В любом случае, в большом количестве случаев, размер запрашиваемой за нарушение компенсации, удается снизить и зачастую во много раз.

Партнер Патентного бюро Бересневых, патентный поверенный Павел Береснев