VR — будущее отечественного образования
Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в школьное образование, ускорив, в частности, процесс его цифровизации. Одной из областей, которые уже сейчас наиболее востребованы в сфере образования, по мнению экспертов и ведущих российских и международных IT-компаний, стала виртуальная реальность.
Последствия социальной изоляции
Первая причина нарастания популярности VR — необходимость социальной изоляции. Большинство стран мира сейчас находится на разных этапах преодоления последствий пандемии и жесткие ограничения на проведение массовых мероприятий и широкое посещение культурных объектов, возможно, будут действовать еще долгое время. И в этом контексте у VR также, как и у онлайн-кинотеатров, есть колоссальный потенциал. Это не удивительно, ведь VR — это возможность путешествовать, продолжать познавать мир с помощью современных технологий. Таким образом, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, необходимые ограничения и социальное дистанцирование могут стать важными драйверами спроса на технологии AR и VR.
Эффективность применения VR в образовании
Вторая причина — это доказанная эффективность применения технологий виртуальной реальности в образовательном процессе. Так, международная компания MindshareFutures и Zappar провела исследование, по результатам которого выяснилось, что среди ряда других форматов обучения, использование VR-технологий дает вдвое большую вовлеченность ученика в процесс получения знаний, по сравнению с другими привычными форматами — 2D-экранами, аудиоматериалами и даже объяснениями учителя.
«Мы исследовали реакцию мозга на многие различные медиа, и это исследование показало, что технологии виртуальной реальности обеспечивают исключительно высокий уровень внимания — на 45% выше, чем тот, который мы в среднем видим при просмотре ТВ или простом интернет-сёрфинге», — говорит в рамках исследования Хизер Эндрю (HeatherAndrew), генеральный директор Neuro-Insight UK.
Отечественные исследования также подтверждают эффективность использования технологий виртуальной реальности в школьном образовании и процессе самообучения школьников. Расширяя горизонты миссии образования, эти новейшие технологии способствуют актуальному, эффективному, разностороннему и глубокому образованию.
Доступность и контент
Одной из наиболее серьезных проблем внедрения VR в образование является недостаток именно обучающего контента.Сегодня безусловным лидером в области применения самых передовых и прорывных цифровых технологий в образовательном процессе является Москва.Именно здесь, в столице, разрабатываются и создаются уникальные образовательные цифровые продукты в технологии виртуальной реальности. Так, виртуальные образовательные экскурсии, созданные Московским центром развития кадрового потенциала образования, уже стали неотъемлемой частью Московской электронной школы и востребованы педагогами и школьниками. Это целая библиотека образовательных путешествий, расширяющих образовательные возможности для учащихся,по самому широкому спектру тем школьной программы: электроэнергетика Москвы, архитектура, освоение космоса, история и современность законодательной власти столицы, вопросы и проблемы экологии, биоразнообразие Москвы и др. Весь созданный образовательный VR-контент размещен в открытом доступе, что позволяет масштабировать опыт московского образования на другие регионы России. Техническое оснащение, необходимое для просмотра предлагаемого обучающего VR-контента, самое простое – смартфон и VR-очки, которые каждый школьник может изготовить самостоятельно из обычного картона.
Обучение учителей
Для успешного и эффективного применения технологий виртуальной реальности на уроке, учитель должен, безусловно, понимать, какие образовательные задачи помогут решить эти новые технологии. Московскими специалистами разработаны специальные программы для обучения учителей и управленческих команд школ эффективному использованиюVR-технологий в образовании. На курсах повышения квалификации столичные педагоги и управленцы получают навыки для расширения форматов проведения уроков, мотивирующих современного школьника на получение знаний действительно полезных и применимых в реальной жизни.