Спрос на аутсорсинг разработки ПО в России вырос вдвое

29 октября 11:00

С начала 2022 года потребность российских компаний в привлечении специалистов по разработке программного обеспечения (ПО) при помощи аутсорсинга выросла в два раза. Также в ближайшие несколько лет прогнозируется дальнейшее ее увеличение в связи с импортозамещением софта.

Вице-президент «Ланит», управляющий директор «Норбит» Владимир Вертоградов утверждает, что помимо этого рост спроса связан со стремлением большого числа компаний отказаться от коробочных решений в пользу собственного программного обеспечения, а также с востребованностью цифровых продуктов в целом. Эксперт объясняет, что для запуска продуктов компании требуется порядка 50 разработчиков, а спустя полгода-год — всего 10, только для сопровождения. Однако поиск квалифицированных специалистов в сжатые сроки — достаточно сложная задача, а их выход на работу может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.

Главной причиной востребованности разработки решений в формате аутсорсинга является возможность отказа от услуги в случае, если проект приостановится или отложится во времени. Таким образом компании могут избежать увольнения сотрудников, выплаты компенсаций и связанных с этим экономических и репутационных потерь.

По мнению Владимира Вертоградова, еще одной важной причиной для привлечения сторонних специалистов является их работа на принципиально разных проектах, что дает им преимущество перед штатными сотрудниками в процессе поиска новых подходов и решений. «Иногда счет идет на дни, в редких случаях — на часы. И тогда срочно нужен специалист, чтобы что-то исправить, быстрее ошибку увидит человек, задействованный за год в семи-десяти разных проектах, чем имеющий опыт работы лишь в одном», — уточнил он.

Владимир Вертоградов отмечает, что в настоящее время наибольшим спросом на рынке пользуются Java- и NET-разработчики. Эксперт связывает это с процессом импортозамещения: существует большое количество западных решений, которые  требуется адаптировать под нужды российского бизнеса. “При переходе с одного ПО на другое и при необходимости дополнительной разработки потребуется много новых рук. У большинства компаний в штате нет специалистов, которые могли бы закрыть эти задачи, поэтому вполне логично, что их будут искать», — заметил он.

Директор компании «ЛАНИТ Экспертиза» Алена Горшкова делает акцент на регулярном привлечении сторонних специалистов и команд с целью испытания информационных систем. Это позволяет компании оценить качество разработанных продуктов, при этом, в отличие от штатных сотрудников, занимающихся сразу всеми видами тестирования, специалисты, привлеченные на аутсорсинге, специализируются на каком-то одном технологическом стеке. “В итоге за функциональное и нагрузочное тестирование отвечают разные люди. Узкая специализация позволяет накопить больший опыт в своей области», — заключила Алена Горшкова.

В 2022 году, утверждает эксперт, наблюдается рост востребованности нагрузочного тестирования, поскольку компании заинтересованы в получении экспертной оценки о максимальных нагрузках, которые выдерживает система при существующих мощностях.

Алена Горшкова считает, что данная ситуация связана с возникшими трудностями в закупках нового оборудования и значительным увеличением его стоимости. В связи с этим, уверена она, в сегодняшних реалиях для решения проблем производительности более рациональным является не покупка дополнительных аппаратных комплексов, а оптимизация информационных систем.

Подобные тестирования, рассказала Алена Горшкова, регулярно проводят для различных онлайн-площадок во время их максимальной нагрузки. В качестве примеров эксперт привела работу портала госуслуг во время объявления результатов ЕГЭ, а также ситуацию пандемии, когда люди были лишены возможности посещать общественные места и решали все бытовые и коммунальные вопросы в онлайн-формате.

По данным IDC, до 2025 года ежегодный рост объема рынка IT-услуг в России составит 9%. Президент «Ланит» Филипп Генс обращает внимание на то, что число российских организаций, демонстрирующих высокую зрелость информационных технологий, непрерывно растет. Так, компании продолжают рассматривать их в качестве основного инструмента для развития бизнеса и инвестировать в ИТ даже в кризисные периоды.