Эксперт ЛАНИТ рассказал, как подготовить ИТ-профессионалов для машиностроения

29 декабря 10:05

Долгое время важной проблемой в России является подготовка инженеров и ИТ-специалистов для машиностроительных предприятий.  Острый дефицит сохраняется в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и других промышленных городах. Особый спрос сегодня существует на специалистов, имеющих знания и опыт разработки и внедрения цифровых решений.

Директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ Александр Романов отметил, что крупнейшие машиностроительные холдинги постоянно повышают уровень применения современных передовых технологий на производстве, что приводит к недостаточности компетенций молодых специалистов для удовлетворения потребностей отрасли. Помочь в решении данной проблемы, считает он, могут крупные ИТ-компании, способные обучать студентов цифровым методикам проектирования и производства.

ЛАНИТ применяет несколько форм обучения. Классическая форма — академические программы созданные для университетов с учетом их запросов и  отраслевой специфики. “Этот тип подготовки нацелен на то, чтобы уже после окончания курса студент, пришедший на предприятие, мог применить полученные знания и навыки на практике”, — уточнил Александр Романов.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 преподается отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. В основе академической программы курса — учебный модуль по методологии нисходящего контекстного проектирования, позволяющий студентам подробно изучить основы технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем.

Процесс разработки единого цифрового макета изделия состоит из нескольких этапов, при этом методология обеспечивает сокращение цикла за счет параллельного проектирования. “Все цифровое проектирование нужно делать по возможности бесшовно. Для того, чтобы сократить цикл разработки конструктор, технолог не выходят из системы, они все делают непосредственно в ней, так же, как и все остальные ее пользователи. Единая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования позволяет драматически снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий”, — пояснил Александр Романов.

Вторая форма обучения, проектная, максимально точно воспроизводит работу в реальном конструкторском бюро. Например, проект Formula SAE — международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, в которых команда МГТУ им. Н.Э. Баумана Bauman Racing Team участвует с 2012 года. Цель проекта – за один год спроектировать и изготовить гоночный болид для участия в соревнованиях. Таким образом, проектная команда проходит весь жизненный цикл изделия. Александр Романов уверен, что ценность подобных проектов заключается в возможности отработки собственной методологии, а также анализа эффективности применения методов, рассчитанных на производственные объемы крупных предприятий, в маленьких проектных бюро. “Для любого конструкторского бюро и завода стандарты проектирования – дело чрезвычайно ответственное, критически важное. Мы используем стандарты из реальной практики наших клиентов, машиностроительных предприятий”, — подчеркнул эксперт. За время работы команда перешла к использованию единой PLM- системы, внедрила подходы проектирования “сверху-вниз”, что усилило актуальность и достоверность информации об изделии.

Еще одним примером послужил проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий. Проект объединил учащихся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалистов ЛАНИТ, а также сотрудников предприятия, которые стали наставниками студентов.

В результате для оцифровки двух сложных и крупных изделий потребовалось менее двух лет. Также были выявлены ошибки в документах. “Наша методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и того, как реально изготавливается деталь, найти чертежи, давно уже не отражающие действительность”,  — отметил Александр Романов. Многие из участников проекта продолжили работу на предприятии, при этом некоторые из них впоследствии стали руководителями отделов.

В настоящее время ЛАНИТ нацелен на наращивание опыта поддержки инженерного образования и дальнейшее масштабирование обучения. Для решения этой задачи компания активно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — поделился Александр Романов.

В ближайшие планы ЛАНИТ входит осуществление совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по разработке специализированного устройства для нового поезда.

Новым партнером компании стал Уральский федеральный университет (Екатеринбург), на базе которого будет открыта передовая инженерная школа.

Александр Романов также обратил внимание на важность сотрудничества с предприятиями и значимую государственную поддержку: “Шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая нацелена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями”.