За что греки и киприоты ценят российские «Торы»?

В социальных сетях Греции и Кипра активизировались дискуссии относительно присутствия на вооружении этих стран зенитных ракетных комплексов российского происхождения.

Как известно, Кипр является одним из государств-членов Европейского союза, однако не является членом Организации Североатлантического договора. При этом, с 2024 года правительство Кипра активизировало консультации с европейским командованием НАТО о возможном вступлении республики в Североатлантический альянс.
В свою очередь, соседняя Греция является членом НАТО еще с далекого 1952 года.
Вызывает немало дискуссий тот факт, что воздушное пространство острова Кипр прикрывают, прежде всего, российские зенитные ракетные комплексы семейств «Бук-М1-2» и «Тор-М1».
А ведь история появления российских «Буков» и «Торов» на Крите весьма занимательная.
Еще во второй половине 1990-х годов власти Кипра приобрели у России два дивизиона С-300ПМУ-1. Эти договоренности серьезно возбудили политическое пространство Средиземноморья, прежде всего – вследствие резкой и негативной реакции Турции, а также некоторых западных государств.
Турецкие власти тогда заявили, что российские системы противовоздушной обороны большой дальностью могут представлять прямую угрозу турецкой авиации и военным базам. Заговорили даже о возможности превентивного турецкого удара по позициям ПВО Кипра.
Жесткий политический напор Турции вынудили тогда Кипр и Грецию обменяться вооружениями.
Дальнобойные «трехсотки», так напугавшие турецкие власти, были отправлены с Кипра на греческий остров Крит.
В свою очередь, взамен этих зенитных ракетных систем большой дальности власти Греции отправили на Кипр зенитные ракетные комплексы «Бук-М1-2» и «Тор-М1», ранее приобретенные у России, а также словацкие САУ «Сюзанна».
Отметим, что ЗРК «Тор-М1», размещенные на Кипре, имеют дальность поражения целей на расстоянии до 12000 метров и на высоте от 10 до 6000 метров.
Конечно, эти ТТХ далеки от показателей систем семейства С-300, однако ракеты комплекса «Тор-М1» способны эффективно уничтожать самолеты и вертолеты, беспилотные летательные аппараты, авиабомбы, различные крылатые ракеты, а также ударные и разведывательные БПЛА.

Работы над созданием ЗРК «Тор-М1» велись на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (сейчас входит в состав оборонного холдинга «Алмаз-Антей») еще в конце 1980-х годов.
Военные специалисты отмечают, что первый ЗРК «Тор», модернизированный до версии «Тор-М1», впервые в истории противовоздушной обороны получил четырехместный транспортно-пусковой контейнер. Улучшились тактико-технические характеристики ракеты и появились важные обновления непосредственно в боевой машине.
В конце 1980-х военные аналитики Запада уже публично признавали превосходство модернизированного «Тора» над аналогами из стран НАТО.
Проведенные этапы модернизации ЗРК «Тор-М1» в те годы заложили основу для будущего противостояния зенитчиков с перспективными средствами воздушного нападения, в том числе — военными беспилотными аппаратами различных типов.
И сегодня эти ЗРК участвуют в зоне проведения специальной военной операции, несмотря на немолодой возраст, где их расчеты ежедневно демонстрируют боевые успехи в поражении самых современных средств воздушного нападения, в том числе – западного производства.