Оппозиция опасается, что «УГ» потеряет потенциал из-за электронного голосования

15 мая 14:59

В среду Госдума приняла законопроект о возможности дистанционного сбора подписей избирателей и проведения электронного голосования на федеральном уровне.В соответствии с документом, сбор подписей избирателей и участников референдума может быть осуществлен с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг. Соответствующие изменения будут внесены в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Депутаты также предложили внести поправки в закон о выборах депутатов Госдумы, указав, что избиратели смогут участвовать в выборах как по почте, так и посредством дистанционного голосования.

В Центризбиркоме подчеркнули, что в регионах данный формат будет реализован с учетом технических возможностей.

Дистанционное голосование уже показало свою открытость и эффективность на выборах в Мосгордуму минувшим летом, и эксперты неоднократно говорили о резонности его распространения в регионах. Возможность для фальсификаций в таком виде голосования сведена к нулю, поскольку в основе лежит технология блокчейн. Взломать систему, удалить или изменить данные невозможно, ведь голоса избирателей зашифрованы, и нет единого сервера, отвечающего за хранение информации.

Кроме того, такой формат актуален в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией в нашей стране. Авторы законопроекта не сбрасывают со счета вероятность сохранения ограничительных мер из-за эпидемии, по прогнозам медиков, коронавирус еще долгое время будет активен.

Несмотря на все очевидные плюсы системы, у представителей либеральной общественности, в частности главы «Фонда борьбы с коррупцией» (признан инагентом) Алексея Навального инициатива вызвала резкую критику. Изменения в избирательном законодательстве, расширяющие возможности голосования за пределами избирательных участков, вызывают у оппозиции панический страх, поскольку обесценивают их главный проект — «Умное голосование». Неудивительно, что задолго до начала выборов они начали дискредитировать электронное голосование, используя всевозможные поводы и методы.

Хотя электронное голосование никак не нарушает принципы демократии, почитаемые либералами. Принципы, которые с большим трудом увязываются с «УГ», где за россиян в открытую решают за кого им отдавать свои голоса.

Лидер российской оппозиции уже заявил в своем Твиттере, что электронное голосование – ответ власти на проект «Умное голосование». Его поддержал менеджер проектов ФБК Леонид Волков, заявив, что власть «боится» УГ и намерена таким образом бороться с несистемной оппозицией.

Уже во время выборов в Мосгордуму оппозиционеры пытались дискредитировать электронное голосование, утверждая, что из-за этой системы они лишились двух мандатов. Так они пытались оправдать свою неудачу.

Оппозиционеры также утверждали, что результаты на электронных участках были сфальсифицированы, не приводя никаких доказательств.

Дистанционное голосование, запущенное как эксперимент, только подтвердило, что у оппозиции нет широкой поддержкой в обществе, хотя, казалось бы, именно активные интернет-пользователи составляют ядро их электората.

Осознавая свое бессилие, оппозиционеры заранее критикуют любые инициативы, связанные с предстоящими выборами.

По мнению политолога Алексея Васильева, инициатива введения электронного голосования на федеральном уровне связана не только с пандемией, но и с необходимость соответствовать реалиям современности.

«Жизнь не стоит на месте. Электронное голосование, рано или поздно, будет доминировать. Идти по этому пути необходимо. Так или иначе, большая часть общества примет это как факт. Например, в отличие от людей среднего возраста и старшего поколения, молодежь не считает, что электронное голосование – сложная история, не обеспечивающая тайну голосования», — сказала эксперт, подчеркнув, что в эпоху блокчейна, это вопрос исключительно технический.

А рассуждения оппозиции о том, что «это все легко сфальсифицировать» имеют под собой исключительно популистскую почву, и желание хайпануть на модной теме, уверен политолог.

«Основная задача во внедрении этих механизмов – легитимность результата. Техническое решение должно быть таким, чтобы обеспечивалась тайна голосования. Сегодня такие решения есть. И власть заинтересована в том, чтобы убедить общество в прозрачности и законности технологических решений и обеспечении тайны голосования», — сказал политолог, отметив, что первые кейсы будут получены уже в этом году.

Стоит отметить, что система дистанционного голосования применялась и в странах Запада, так превозносимого представителями либеральной общественности.