Дело Улугбека Шадманова вызывает все больше вопросов у правозащитников
Улугбек Шадманов владеет United Cement Group (UCG), самым крупным производителем цемента в Центральной Азии. В прошлом году Шадманов был задержан в ОАЭ, после чего его экстрадировали в Узбекистан.
В последнее время его имя некоторые западные СМИ попытались связать с историей покушения на Комила Аламжонова, одну из заметных политических фигур Узбекистана. При этом адвокат Шадманова, правозащитница Радха Стирлинг утверждает, что случай с якобы покушением на Аламжонова мог быть подстроен последним с целью дискредитации целой группы предпринимателей активы которых представляют повышенный интерес.
Информация о покушении на Аламжонова появилась в октябре 2024 года. По итогам расследования местной генпрокуратуры за решеткой оказались пятеро подозреваемых. В розыск объявили еще двоих, причем в некоторых источниках утверждалось, что они скрылись в Чечне. Глава Чечни Рамзан Кадыров опроверг эту информацию и расценил ее появление как попытку создать иллюзию раздора в семье узбекского президента, расшатать команду и сломать систему.
Аламжонов в свое время был замглавы администрации президента Узбекистана. Примечательно, что в 2019 году им была инициирована отмена запрета на работу некоторых западных СМИ. Данный шаг должен был продемонстрировать открытость руководства страны. Впрочем, позже от Аламжонова в адрес журналистов, активистов и блоггеров Узбекистана поступил призыв к прекращению публикаций материалов об ЛГБТ. С высокой должности он был уволен в сентябре 2024 года. Также Аламжонов активно занимался предпринимательской деятельностью.
Отметим, что в истории с экстрадицией Шадманова до сих пор очень много темных пятен – операция проводилась сверхсекретно, Шадманова вывез частный самолет, а записи и журналы авиадиспетчеров отсутствуют, утверждает Х-страница @freeshadmanov.
Юристы, защищающие Улугбека Шадманова, утверждают, что при анализе событий, связанных с экстрадицией бизнесмена и покушением на Аламжонова, нельзя исключать существование заранее составленного, четко продуманного плана, цель которого – ухудшить репутацию Шадманов и его окружения. Подобные действия способны не просто оказать влияние на исход дела, но и нанести вред ближайшему окружению руководства Узбекистана.
Международные организации и общественность продолжают внимательно следить за событиями вокруг дела Улугбека Шадманова. По мнению Радхи Стирлинг, путь, по которому идет следствие в Узбекистане, является ложным.