Кому было выгодно «прятаться за юбкой» Батуриной в сканадале о покупке лондонского дворца Witanhurst?

27 мая 13:23

Спустя годы после того как Witanhurst — второе по размерам частное домовладение в Лондоне после Букингемского дворца – был продан «влиятельной русской семье», что для многих на тот момент было равнозначно прямому указанию на фамилию «Батурина», общественность, наконец, узнала правду, сообщают Новости-РФ. Имя реального хозяина шикарной недвижимости названо: вот уже более семи лет дворец тайно принадлежит семье российского миллиардера и бывшего члена Совета Федерации от Мурманской области Андрея Гурьева. Елена Батурина действительно никогда не имела отношения к Witanhurst и все это время подвергалась несправедливым нападкам из-за молчания истинных владельцев.

Схему владения особняком Witanhurst выяснил журнал New Yorker. Издание напоминает, что в 2008 году он был продан за £50 млн офшорной компании Safran Holdings Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Причем, покупатели настаивали на абсолютной конфиденциальности сделки. По информации New Yorker, офшор Safran Holdings Limited связан с 33-летним Алексеем Мотлоховым — сыном вице-губернатора Мурманской области (в период с 2000 по 2008 год) Владимира Мотлохова. В 2012 году Мотлохов женился на Юлии Гурьевой, став зятем заместителя председателя совета директоров «Фосагро» Андрея Гурьева.

Издание ссылается еще на трех анонимных собеседников, которые утверждают, что дом принадлежит семье Гурьевых. Более того, журнал получил подтверждение от представителя самого Андрея Гурьева, по словам которого, однако, миллиардер является не «законным владельцем Witanhurst, а лишь бенефициаром компании, которой принадлежит особняк». Именно такая формулировка, по словам представителя бывшего госчиновника, делала необязательным внесение лондонской собственности в его декларацию.

Таким образом, режим секретности, в котором проходила сделка 2008 года, легко объясним, ведь к ней, как теперь выясняется, имели отношение действующий член Совета Федерации РФ и ближайшие родственники влиятельного вице-губернатора. Но утечка информации о том, что самым дорогим домом Лондона интересуются некое очень влиятельное семейство чиновников-предпринимателей из России, все же произошла. В итоге, британский таблоид The Sunday Times в 2008 году выступил со своей версией, согласно которой «тайным покупателем» Witanhurst выступила супруга Юрия Лужкова Елена Батурина.

Юрий Лужков, напомним, на тот момент являлся действующим мэром Москвы. И неожиданные слухи о баснословно дорогом «лондонском дворце» супруги нанесли ощутимый удар по его репутации. Елена Батурина немедленно выступила с официальными опровержениями, которые впоследствии ей пришлось многократно повторить. Однако единожды озвученная ложь оказалась очень живучей. Особенно активно «фактор Witanhurst» использовался в 2010 году на фоне скандальной отставки Лужкова, инициированной тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Позднее, Елена Батурина выиграла суд у The Sunday Times, добилась от скандального издания официальных извинений и публикации опровержения. Несмотря на это, упоминания о Батуриной как о владелице Witanhurst продолжали вплоть до сегодняшнего дня регулярно появляться даже в самой респектабельной отечественной и иностранной прессе.

«Несмотря на то, что все факты были нами неоднократно озвучены, а затем проверены и подтверждены Лондонским судом еще в 2011 году, все эти годы нам приходилось отстаивать истину о том, что Елена Батурина не приобретала особняк Witanhurst и, соответственно, не скрывала факт владения им в своих декларациях», — сообщил «Интерфаксу» представитель Елены Батуриной Геннадий Теребков. «Мы рады, что истина, наконец, стала известна общественности. Мы также знаем, что это не последний миф о Елене Батуриной, который будет развенчан при условии проведения непредвзятого и профессионального расследования, и продолжаем отстаивать свою позицию в российских и международных судах по другим делам. Мы также надеемся, что лица и издания, распространявшие и распространяющие ложную информацию о Елене Батуриной (в т.ч. о владении ею особняком Уитанхерст) и отказывавшиеся ее опровергнуть, игнорируя здравый смысл, профессиональную этику и решения судов, найдут в себе силы хотя бы принести публичные извинения».

Станет ли теперь стыдно многим уважаемым СМИ, которые предпочли много лет тиражировать неподтвержденный слухи вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой: поиском объективной информации и ее тщательной перепроверкой? Едва ли. Однако публика в очередной раз получила повод задуматься о том, соответствует ли скандальный имидж «обласканной» прессой Батуриной реальной жизни предпринимательницы.

Заметный дискомфорт также должны ощущать реальные выгодоприобретатели в «деле Witanhurst». Речь идет и об истинных владельцах, которые все эти семь лет прятались за «юбкой» Батуриной, своим молчанием поддерживая заведомо несправедливые обвинения в ее адрес ради своего комфортного существования. Также обо всех тех высокопоставленных чиновниках, популярных некогда политиках, статусных спикерах и т.д., и т.п., которые, не имея никаких доказательств, активно раскручивали «дело Witanhurst» в своих специфических целях. Вот только публичных извинений от них Батурина вряд ли дождется. В противном случае, широкая аудитория неизбежно задумается над тем, что и многое другое, происходящее вокруг Елены Батуриной и Юрия Лужкова с 2010 года, может оказаться результатом распространения сплетен и нечестной игры.