Ирина Зуй: процедура банкротства – один из распространенных способов рейдерского захвата предприятий

27 марта 11:46

Рейдерские захваты собственности получили в России большое распространение практически сразу после начала процесса приватизации. За прошедшие двадцать пять лет произошла очевидная трансформация форм рейдерских захватов – от откровенно криминальной деятельности рейдерская активность в современной России эволюционировала в сторону применения широкого диапазона формально легальных, находящихся в правовой плоскости методов воздействия на собственников с целью перехода прав собственности.

Как ни странно, но широкие возможности для рейдерских захватов открывает само российское законодательство, в том числе – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Использование механизмов процедуры банкротства в последние годы стало одним из наиболее распространенных способов рейдерского захвата предприятий. Можно утверждать, что оно даже оттеснило на второстепенные позиции такой прежде распространенный способ осуществления рейдерских захватов как установление контроля над юридическим лицом с помощью завладения его акциями.

Известно, что злоупотребление судебными актами в противоправных целях представляет собой достаточно распространенный способ нарушения гражданских прав, поскольку злоупотребляющие стороны (в данном случае – рейдеры) ориентированы на действия под прикрытием преюдициальных судебных решений. Схема рейдерского захвата, основывающегося на использовании механизмов банкротства, выглядит следующим образом. На первичном этапе своей деятельности рейдерами осуществляется выбор объекта рейдерского захвата, изучаются его возможности, внутренняя структура, нюансы коммерческой деятельности и правовых взаимоотношений, в том числе с должниками и кредиторами.

Перед осуществлением рейдерского захвата производится изучение правового и финансового положения предприятия. Далее представители рейдера выходят на контакт с предприятием, предлагая заключение очень выгодного договора, в котором могут содержаться кабальные условия. Предприятие заключает договор, после чего медленно подводится под невыполнение условий договора. Следующий этап – инициирование процедуры банкротства со стороны другой стороны договора – рейдера. Выносятся соответствующие судебные решения, которые используются рейдером в дальнейшем установлении контроля над предприятием и его активами.

Предприятие, разумеется, предпринимает попытки обжалования судебных решений, вынесенных по факту наличия искусственной задолженности, однако суды остаются непреклонными, что позволяет рейдерам перейти к следующей стадии – конкурсному производству. На данном этапе происходит отстранение от руководства предприятием его исполнительного органа, вводятся определенные ограничения для учредителей по управлению предприятием, что позволяет рейдерам более плотно осуществлять контроль над процедурой банкротства.

Другой механизм – скупка долгов, которые действительно имелись у конкретного предприятия, с последующим превращением рейдера в единственного или основного кредитора данного юридического лица и далее – с взысканием имущества в пользу рейдера. Для более быстрого и беспроблемного достижения поставленных целей рейдерами при искусственном банкротстве используется также такой эффективный способ как создание многочисленных фиктивных кредиторов, которые обеспечивают нужные результаты голосования на собраниях кредиторов. Как правило, в данном случае рейдеры действуют совместно с арбитражным управляющим. Поэтому рейдеры всегда стремятся или провести своего арбитражного управляющего, или получить контроль над деятельностью стороннего арбитражного управляющего. Поддержка со стороны арбитражного управляющего в процессе банкротства предприятия рейдерами играет важнейшую роль, можно сказать, гарантируя более половины успеха операции. Благодаря нюансам российского законодательства о банкротстве, рейдеры получают возможность извлекать выгоду из своего положения уже на ранних этапах банкротства предприятия.

Формальное соблюдение закона делает подобные механизмы рейдерства практически безопасными для рейдеров в плане возможных проблем с правосудием. Однако предприятия, которые вводятся в искусственное банкротство, прекращают свое существование или переходят в собственность других лиц. Естественно, что действия рейдеров по захвату предприятий представляют собой серьезную угрозу правовому порядку и национальной безопасности российского государства. Поэтому требуется повышенное внимание государства к вопросам совершенствования правового регулирования механизмов банкротства, в том числе и в направлении защиты от рейдерских захватов собственности.

Адвокат Московской областной коллегии адвокатов Зуй Ирина