Отчет ООН: через соцсети Китая проведено платежей на 3 трлн долларов США
Платежи на платформах для обмена сообщениями и электронной коммерции к 2025 году повысят ВВП страны на 236 млрд. долл. США, открывая новые возможности для физических лиц и малого бизнеса.
В новом докладе ООН говорится, что китайские пользователи Alipay и WeChat Pay в 2016 году осуществили электронные платежи на сумму 2,9 трлн. долл. США, т.е. за последние четыре года этот показатель увеличился в 20 раз. Данные отчёта показывают, что электронные платежи с помощью существующих платформ и сетей предоставляют доступ к обширному спектру цифровых финансовых сервисов, расширяя сферу финансовой инклюзии и открывая новые экономические возможности как в Китае, так и в соседних странах.
Новый отчёт ассоциации на базе ООН под названием Better Than Cash Alliance – «Социальные сети, платформы электронной коммерции и развитие экосистем цифровых платежей в Китае — что это значит для других стран (Social Networks, E-Commerce Platforms and the Growth of Digital Payment Ecosystems in China – What It Means for Other Countries)»,- содержит ключевую аналитическую информацию, способную помочь другим странам мира включить большее число своего населения в экономическую систему путём перехода от наличных расчётов к цифровым платежам. По данным McKinsey Global Institute, к 2025 году этот переход потенциально способен увеличить ВВП развивающихся стран на 6 процентов, принеся дополнительные доходы в размере 3,7 трлн. долл. США и создав 95 миллионов рабочих мест.
«Социальные сети и платформы электронной платформы развиваются во всех экономиках мира вне зависимости от их масштабов, — отмечает Рут Гудвин-Грён (Ruth Goodwin-Groen), управляющий директор Better Than Cash Alliance. — В Китае электронные платежи по этим каналам пользуются ошеломительной популярностью, привлекая в экономику миллионы людей. Это очень важно, поскольку нам известно, что когда люди — и особенно женщины, — получают доступ к финансовым сервисам, они могут накапливать активы, переносить финансовые удары и в целом приобретают повышенные шансы на улучшение качества своей жизни».
Основные выводы из отчёта
Большее число людей имеют возможность накапливать и инвестировать средства. Такие платформы, как Yu`e bao от Alibaba, делают процессы инвестирования средств в разнообразные финансовые продукты более доступными для слоёв населения с низкими доходами. Подобный продукт позволяет им вкладывать деньги, имеющиеся на цифровых счетах, что постепенно приводит к долгосрочным накоплениям. В период с 2013 по 2016 гг. размер капитала под управлением Yu`e bao увеличился до 117 млрд. долл. США. На сегодняшний день, система обслуживает свыше 152 млн. клиентов.
Цифровые финансы способствует значительному расширению доступа к капиталу для малых предпринимателей. По состоянию на сентябрь 2016 года лишь один поставщик — Alibaba Ant Financial (управляющий системой Alipay), — выдал 4,11 млн. микропредприятий и частных предпринимателей кредиты на общую сумму 740 млрд. юаней США (107,3 млрд. долл. США).
Большие данные, собранные посредством этих платформ, помогают создавать кредитную историю и расширять доступ к кредитным средствам, особенно для небогатых слоёв населения, не охваченных финансовых системой. К примеру, Sesame Credit предлагает альтернативную оценку кредитоспособности посредством анализа кредитной истории, финансового поведения, дееспособности и социальных сетей пользователей.
В отчёте также говорится, что и Alipay, и WeChat осуществляют экспансию за пределы Китая, инвестируя средства в крупнейшие финансово-технологические компании и поставщиков платёжных услуг. К ним присоединяются и другие крупные коммуникационные платформы, поскольку возможностей использования существующих социальных сетей и платформ электронной коммерции для популяризации электронных платежей и расширения финансовой инклюзии особенно много в странах с высокими показателями использования смартфонов и успешным сотрудничеством между частным и государственным секторами:
В Южной Африке 78 процентов всего Интернет-трафика приходится на мобильные каналы. Это один из самых высоких показателей в мире. Однако, невзирая на непрерывный рост темпов восприятия, по данным проведённого в 2016 году опроса, всего 15 процентов южноафриканцев совершили покупки посредством мобильного телефона в месяц, предшествующий опросу.
В Индии и Ant Financial, и Tencent уже вышли на местный рынок мобильных платежей, демонстрирующий стремительный рост на фоне новых политических инициатив. В частности, Ant Financial инвестировал почти 900 млн. долл. США в PayTM, а также обменивается с этой компанией специалистами и техническим опытом. Результат: всего за несколько последних лет клиентская база компании PayTM выросла с 5 млн. до 200 млн. человек.
Индонезия в 2016 году стала самым быстро развивающимся рынком мобильной коммерции в мире — темпы роста в период с января 2016 года по январь 2017 года составили 155 процентов. Немалую роль в столь стремительном развитии сыграло и появление в 2015 году решения Instant Mobile Payments от ВВМ. Популярным приложением ВВМ для обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени пользуются свыше 55 млн. пользователей в Индонезии и этот показатель продолжает расти.
Рынки Южной Америки располагают инфраструктурой, необходимой для создания платёжных экосистем, аналогичных китайским. Девяносто пять процентов населения региона пользуются социальными сетями, а 52 процента выходят в них посредством мобильных телефонов. Однако сегмент цифровых платежей по-прежнему остаётся раздробленным, и ни один провайдер пока не связал свои сервисы с этими платформами.