Вячеслав Григорьев: курсы постановки произношения иностранных языков, нужны ли они?

21 сентября 12:15

Все мы знаем, что для качественного изучения иностранного языка более чем желательно обладать отличным произношением. И как само собой разумеющееся, существуют специальные курсы, на которых учащимся ставят произношение, удовлетворяя их потребность.

Но в процессе привычного изучения языков есть множество действий, которые при кажущихся преимуществах только отдаляют от результата.

С моей точки зрения, одной из помех для быстрого прогресса в языках как раз и являются подобные курсы.

Как такое может быть?! Ведь отличное произношение — это основа основ в любом языке!

Давайте разбираться вместе.

На первый взгляд, на курсах постановки произношения дают ценные знания, и здесь не к чему придраться. Отличное произношение и само по себе лучше, чем с акцентом, и облегчает изучение языка.

Но как организовано обучение на подобных курсах? Там объясняют все нюансы произношения отдельных звуков и их сочетаний, подробно разбирают исключения из правил, а если преподаватель продвинулся дальше своих коллег, применяет и логопедические приемы постановки звуков.

И подобная работа над произношением начинается с первого занятия, что для традиционного обучения естественно и принимается как должное.

Но при этом не учтено самое важное — для постановки произношения первичен именно слух! Даже если преподаватель максимально подробно объяснит каждый звук, даже если подключит логопедические приемы, все равно для контроля качества произношения мы не всегда сможем ориентироваться на нюансы работы речевого аппарата. Хотим этого или не хотим, основной контроль осуществляется только на слух.

Поэтому я противник курсов по постановке произношения, если они идут в отрыве от комплексной работы над языком, и в первую очередь работы со слухом.

А если принять во внимание, что при правильных подходах слух на изучаемый язык разрабатывается не сразу, а в течение нескольких недель, тогда курсы постановки произношения, где начинают его ставить с первого занятия, только уводят в сторону.

В двух словах обобщу вышесказанное: если у человека развит слух на языки, ему не нужны никакие курсы постановки произношения, а если слух не развит, эти курсы ему особо и не помогут.

Возьмем для примера лиц с ограниченными возможностями. Слепые от рождения превосходно говорят на родном языке, так как им достаточно только слухового восприятия языка.

А глухие от рождения если и произносят отдельные слова, только с сильным искажением, и то после длительного специального обучения, хотя речевой аппарат у них не нарушен. Вот почему эти люди не просто глухие, а глухонемые. Нет слухового восприятия — нет и речи.

Так что, экономим и время, и деньги, не попадая в ловушку курсов по постановке произношения!

Конечно, это не касается исключений, когда преподаватели максимально дают своим ученикам слушать язык, а когда и после этого возникают недоработки по некоторым звукам, помогают в их постановке.

Но и эти недоработки чаще относятся не к работе речевого аппарата, а только слуха.

Поэтому если хотите обладать отличным произношением изучаемого языка — самым внимательным образом вслушивайтесь в каждый его звук, стараясь расслышать мельчайшие нюансы.

Расслышали? Тогда хорошо, но еще не отлично, потому что чем больше мы слушаем звучание языка, тем больше слышим в нем то, чего не слышали ранее.

И даже в самых сложных случаях буквально через несколько недель, а у кого-то и через несколько дней возникает чувство, что уже готовы к самостоятельной постановке произношения.

Ведь на помощь приходит самый надежный источник правильного звучания — собственный слух. И ориентируясь на него, намного быстрее поставите себе правильное произношение.

Ведь наш речевой аппарат обладает удивительной особенностью — если правильно слышим звук, пусть не с первой попытки, он обязательно настроится на его правильное произношение, каким бы сложным не казался этот звук в начале.

Вячеслав Григорьев, московский полиглот, эксперт, автор и ведущий тренингов по раскрытию природных способностей к сверхскоростному изучению любых иностранных языков