Премия Yidan Prize 2025 вручена за выдающийся вклад в развитие грамотности в области сложных систем и многоязычного образования 

30 сентября 2025 15:10

Международная благотворительная организация Yidan Prize Foundation объявила лауреатов премии Yidan Prize 2025. Профессор Ури Виленский (Uri Wilensky) и Мамаду Амаду Ли (Mamadou Amadou Ly) удостоены высшей награды в области образования за их вклад в развитие навыков компьютерного мышления и устранение барьеров на пути к базовому образованию, соответственно. Ури и Мамаду войдут в Совет лауреатов Yidan Prize — сообщество талантливых ученых и практиков, стремящихся к сотрудничеству, обмену возможностями и поиску путей улучшения мира посредством образования.

2025 Yidan Prize Education Research Laureate Professor Uri Wilensky and Education Development Laureate Mamadou Amadou Ly

Независимое жюри (Judging Committee) Yidan Prize отобрало двух лауреатов из числа выдающихся исследователей и практиков со всего мира. Тем самым жюри подчеркнуло важность признания инновационных и масштабируемых идей в период общего сокращения инвестиций в образование. Лауреаты премии Yidan Prize 2025 вносят значительный вклад в повышение базовой и научной грамотности, помогая учащимся полноценно участвовать в учебном процессе и в жизни общества, осознавая себя гражданами мира.

«Образование раскрывает потенциал, заложенный в человеке. Оно вооружает как личность, так и общество в целом навыками, необходимыми для непрерывного обучения, умением ориентироваться в условиях неопределенности и успешно строить свою жизнь в меняющемся мире. На перепутье глобального развития мы твердо придерживаемся своего курса на поддержку образования. Премия Yidan Prize призвана служить маяком, освещающим возможности и указывающим путь к лучшему будущему через образование», — заявил д-р Чарльз ЧЭН Йидан (Charles CHEN Yidan), основатель премии Yidan Prize.

Премия Yidan Prize присуждается деятелям, занимающимся исследованиями и развитием в сфере образования, чья работа ориентирована на будущее, является новаторской, преобразующей и устойчивой. Профессор Ури Виленский (Uri Wilensky) и Мамаду Амаду Ли (Mamadou Amadou Ly) получат по 30 млн гонконгских долларов (около 3,8 млн долларов США), половина из которых представляет собой не связанный ограничениями использования проектный фонд в размере 15 млн гонконгских долларов для расширения и масштабирования их образовательных инициатив. На сегодняшний день Yidan Prize Foundation присудил в общей сложности 540 млн гонконгских долларов (около 69,2 млн долларов США) в знак признания выдающихся достижений и масштабирования инновационной работы в более чем 50 странах.

Лауреат премии Yidan Prize 2025 в области образовательных исследований профессор Ури Виленски (Uri Wilensky) является стипендиатом именной стипендии Лорейн Х. Мортон (Lorraine H. Morton), педагогом и исследователем в области информатики и сложных систем в Северо-Западном университете. Он известен своей новаторской работой в сфере агентного моделирования (ABM), которая способствует развитию грамотности в области сложных систем и формированию междисциплинарных связей. Он является автором бесплатного инструмента с открытым исходным кодом NetLogo, облегчающего более глубокое понимание сложных явлений, от изменения климата до пандемий и экономической нестабильности. Это позволяет пользователям разрабатывать и строить модели, которые иллюстрируют, как взаимодействие множества отдельных «агентов» рождает масштабные закономерности. Инструмент доступен для использования как детьми младшего возраста, так и взрослыми исследователями, предлагая универсальный язык для решения сложных вопросов в различных образовательных и академических средах.

Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher), председатель жюри Yidan Prize в секции образовательных исследований, подчеркнул актуальность оценки работы Ури. Он сказал: «Профессор Ури Виленский исследует, как вычислительные средства анализа могут преобразовать знания в научных и социальных областях. Предлагая студентам инструменты для понимания нелинейных, сложных систем, он укрепляет их уверенность в себе и способность ориентироваться в современном взаимосвязанном мире».

Лауреат премии Yidan Prize 2025 в области развития образования Мамаду Амаду Ли (Mamadou Amadou Ly) является исполнительным директором Ассоциации по исследованиям и образованию в целях развития (Associates in Research and Education for Development, ARED). Под руководством Мамаду ассоциация ARED разработала модели двуязычного образования, которые значительно улучшают базовые навыки чтения, письма и счета у детей, обучающихся как в школьной системе, так и за ее пределами. Он продемонстрировал трансформирующий потенциал преподавания на языках, которыми дети уже владеют, параллельно с языками, которые им необходимо изучать, и предложил масштабируемый путь для двуязычного образования в Западной и Центральной Африке. Учебно-методические материалы ARED имеют открытую лицензию и доступны всем желающим на веб-сайте Early Learning Resource Network (Сеть ресурсов для раннего обучения). Его социально-ориентированный подход, учитывающий культурные особенности, повлиял на национальную политику в области образования в Сенегале, Мавритании, Гамбии и других странах.

Дороти Гордон (Dorothy Gordon), председатель жюри премии Yidan Prize в секции развитию образования, подчеркнула глобальное значение достижений Мамаду на пути к продвижению равенства и инклюзивности в образовании. Она сказала: «Перспективная работа Мамаду Амаду Ли в области многоязычного образования предлагает методы, которые открывают доступ к грамотности и возможностям для учащихся во всем мире, при одновременном сохранении ими языковой и культурной самобытности. Этот путь к созданию инклюзивной и справедливой среды обучения вдохновляет реформу образования в Африке и за ее пределами».

Чествование лауреатов Yidan Prize 2025 состоится на церемонии вручения премий 6 декабря в Гонконге. Ежегодный саммит Yidan Prize также состоится 5 и 6 декабря. Номинация на премию Yidan Prize 2026 будет открыта с октября 2025 года по март 2026 года.

A student exploring the NetLogo ants model which shows how ants collectively gather food
Students engaging in the classroom of ARED’s bilingual remediation program