От популяризации науки к воспитанию будущих ученых

14 августа 21:02

Более 5 лет ИНХС РАН реализует совместный проект Минобрнауки России и Департамента образования и науки города Москвы «Академический класс в московской школе». Учащиеся школ Москвы проводят научно-практическую работу в лабораториях Института и исследовательских группах, получают реальный опыт научного творчества, постановки экспериментов, обработки и представления результатов на научно-практических конференциях.

Оживленные дискуссии на научных конференциях («Юные ученые», организатор ИНХС РАН; и открытые научно-практические конференции «Наука для жизни», «Инженеры будущего», «Курчатовский проект», «Старт в медицину», организатор ДОНМ при поддержке Минобрнауки России) открывают новые возможности в предпрофессиональной подготовке школьников старших классов, способствуют формированию естественно-научного мировоззрения и критического мышления, содействуя развитию научных кадров России.

В 2022 – 2023 уч. году на базе ИНХС РАН было проведено 8 образовательно-просветительских мероприятий по направлениям физико-химические исследования, нефтепереработка и нефтегазохимия, мембраны и мембранные технологии с общим количеством участников более 150 человек. В ходе экскурсий и мастер-классов обучающихся смогли познакомиться с лабораториями и структурными подразделениями ИНХС РАН и выбрать направления проектной работы. В прошедшем учебном году на базе ИНХС РАН было реализовано две программы проектной и исследовательской деятельности школьников по направлениям «физико-химические исследования» и «нефтепереработка и нефтегазохимия», обучение по которым прошли 45 обучающихся из 5 школ г. Москвы. Участники – обучающиеся 10-11 классов – подготовили 15 исследовательских работ под руководством научных сотрудников ИНХС РАН, 11 из которых были представлены на конференциях и конкурсах различного уровня, 6 работ были признаны призерами и победителями.

Первый опыт научно-исследовательской работы на базе ИНХС РАН позволяет старшеклассникам получить общее представление о современной нефтехимии, мембранных технологиях, аналитической химии, сформировать понимание карьерных возможностей в наукоемких отраслях промышленности, повысить привлекательность карьеры ученого. Научно-просветительские мероприятия стимулируют интерес обучающихся к научной деятельности, знакомят с возможностью применения научных знаний и результатов научных исследований и разработок в реальной жизни, способствуют погружению учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность для дальнейшего осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики. Демонстрация связи «взрослой» науки и «школьных» дисциплин позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению дисциплин естественно-научного цикла.