Дмитрий Певцов предложил вернуть систему распределения выпускников вузов

28 апреля 13:16

Народный артист России и общественный деятель Дмитрий Певцов выступил за обеспечение выпускников вузов первыми рабочими местами.

Важнейшим событием последних дней стало послание президента России Федеральному Собранию. Певцов лично был на оглашении послания в московском Манеже и смог поделиться мнением о значимых моментах.

Он считает важным, что президент России поручил увеличить количество бюджетных мест в вузах страны. В ближайшие два года их станет больше на 45 тысяч. Порядка 60 % выпускников школ благодаря этому решению смогут поступить на бюджетные места в вузах.

— Это те самые доступные социальные лифты, о которых мы так много говорим в последнее время, — отметил Певцов. – Но есть и другая сторона медали: где они потом будут работать? Я после окончания ГИТИСа попал в «Таганку», а сейчас молодые актеры могут остаться и без работы. Что уж говорить о технических специальностях, юристах, экономистах?

По мнению Дмитрия Певцова, в связи с увеличением бюджетных мест в ВУЗах надо задуматься о возрождении системы распределения выпускников, зарекомендовавшей себя при Советском Союзе. В настоящее время уже разработан законопроект «О первом рабочем месте», который поможет с трудоустройством молодым специалистам. Разработчики закона предлагают ввести обязательное распределение выпускников государственных университетов, академий и институтов. Правила обязательного распределения в первую очередь станут действовать в отношении выпускников, бесплатно обучающихся в государственных вузах.

Эксперты оценили инициативу Дмитрия Певцова.

Правильная традиция

Правозащитник Александр Хуруджи считает, что распределение выпускников госвузов одно из лучших завоеваний Советского Союза, которое надо брать на вооружение и возрождать.

— Это хорошая, правильная традиция, — говорит Хуруджи, — которая помогала молодежи. А многим коллективам помогала пополниться свежей, молодой, в хорошем смысле «борзой» кровью, незашоренным взглядом. Выпускники приходили и становились качественными специалистами. Система индивидуального образования, которую сделал, например, Custis на примере Тюменского университета, была бы хорошим инструментом адаптации и прихода на конкретные предприятия.

Ректор Российского гуманитарного социального университета Наталья Починок отмечает, что у медиков такая система распределения при трудоустройстве уже есть, как и у учителей. По ее мнению, сложность представляет трудоустройство только в тех областях, которые не относятся к госсектору.

Нужен квалификационный запрос

Доцент кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству, к.ю.н. Николай Алексеенко, поддерживает идею Певцова, однако, с одной значительной оговоркой – распределение должно быть исключительно делом добровольным. Сейчас право на обучение за счет бюджетных средств, если не брать в расчет поступающих вне конкурса, имеют те абитуриенты, которые получили высокий балл по ЕГЭ, можно сказать более талантливые дети. И будет несправедливым, если они будут обязаны где-то «отслужить», а более богатые, но менее талантливые молодые люди нет.

— С другой стороны, — отмечает Алексеенко, — по многим специальностям ощущается значительный дефицит квалифицированных молодых специалистов, а система добровольного распределения могла бы способствовать решению этой проблемы. Это могли бы быть бюджетные гранты на обучение – например, включающие повышенную стипендию и оплату проживания студентов, в условия которых входило бы обязательство молодого специалиста отработать несколько лет по распределению. Кроме того, согласившиеся на участие в программе распределения поступающие, получившие высокий, но недостаточный для поступления на бюджет балл по ЕГЭ, могли бы получать преимущество, например, им могли бы присваиваться дополнительные баллы.

Многие руководители предприятий и учреждений, как государственных и муниципальных, так и частных, отмечают несоответствие программ высшего образования современным запросам работодателей. Многие ВУЗы учат по устаревшим программам, которые практически не менялись уже десятилетия, те навыки, которые приобретают молодые люди в институтах, уже не востребованы работодателями, которые меняются гораздо быстрее ВУЗов. Здесь, по словам Алексеенко, могла бы помочь система прямого квалификационного запроса, совмещенная с добровольным распределением. Студент, обучающийся на бюджетной основе, ВУЗ и работодатель могли бы заключать трёхстороннее соглашение, предусматривающее обязательство молодого специалиста проходить практику и отработать несколько лет у данного работодателя. А будущий работодатель мог бы компенсировать часть стоимости обучения бюджету, платить студенту повышенную стипендию и так далее. ВУЗ должен брать на себя обязательство адаптировать программу обучения под нужды работодателя, возможно, обеспечить такому студенту обучение дополнительным предметам и навыкам, по выбору работодателя. В такой конфигурации система послевузовского распределения могла бы стать «мостиком» между работодателем и студентом. Выпускники могли бы рассчитывать на гарантированное трудоустройство, а предприятия на получение нужного им молодого специалиста.

Турбулентная экономика требует иного подхода

Заместитель генерального директора по развитию Custis, эксперт в сфере трансформации высшего образования, к.соц.н. Ирина Гордина, считает, что возврат системы распределения для выпускников госвузов в том формате, в котором он существовал ранее, обсуждать совершенно бессмысленно.

— Мы живем не в плановой экономике, а в экономике с максимальной турбулентностью, и это только начало периода, — говорит Гордина. — Поэтому, что будет с первым рабочим местом абитуриента через пять-шесть лет после поступления, определить в принципе невозможно. Все чаще сейчас речь идёт об индивидуальных образовательных траекториях студентов в вузах, когда они сами с помощью тьюторов и преподавателей выбирают часть дисциплин к изучению и таким образом становятся не поточными молодыми специалистами, а обладателями уникального набора знаний и навыков. И это единственный ключ к гибкому реагированию на изменения конъюнктуры рынка труда. Такая практика организации вузовского образовательного процесса на базе цифровой платформы Modeus уже есть в ТюмГУ, УРФУ, ТИУ, МИФИ, частично в других вузах. К последним двум годам обучения в вузе уже сейчас сложилась ситуация, что «всех хороших разобрали еще котятами». То есть примерно курса после четвёртого у сильного студента начинается прицельное обучение — либо по заказу компаний, либо студент понимает, чем хочет заниматься и вклинивается в профессиональную жизнь на стажировках, конференциях, возможно пробует применять знания в бизнесе. И все же заниматься «распределением» небольшого количества выпускников, которые делают успехи в научно-исследовательской деятельности нужно. Это позволит удержать молодых ученых в российских НИИ, центрах компетенций и лабораториях. Предоставление льгот и гарантированных рабочих мест таким студентам — задача государственного уровня.

Гражданам просто нужна поддержка

Среди населения страны все же больше желающих, чтобы государство все же посильно участвовало в трудоустройстве выпускников вузов.

— Хорошо, что высшее образование у нас станет более открытым для способных ребят из малообеспеченных семей, — поддерживает идею Певцова председатель совета ветеранов московского района Алтуфьево Виталий Дубнов. – Нельзя все пускать на волю рынка, нужно регулирование со стороны государства. Система распределения давала всем уверенность в своем будущем, а стране – уверенность в том, что потребности будут закрыты специалистами. И если студенты сейчас учатся на бюджете, то логично будет обеспечить их после выпуска рабочими местами.

На фотографиях:

  • Дмитрий Певцов, народный артист России и общественный деятель Дмитрий Певцов.
  • Александр Хуруджи, правозащитник.
  • Наталья Починок, Ректор Российского гуманитарного социального университета.
  • Николай Алексеенко, доцент кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству, к.ю.н.
  • Ирина Гордина, заместитель генерального директора по развитию Custis, эксперт в сфере трансформации высшего образования, к.соц.н.