Александра Асейкина: учиться на протяжении всей жизни — важнейшая привычка
Одна из вредных тенденций, существующих в современном обществе, – подвергать сомнению необходимость образования.
Ведь зачем лишний раз утруждать мозги, если сейчас:
- компьютер вычислит любой пример;
- в поисковике за 5 секунд можно найти нужную информацию;
- встроенный редактор исправит ошибки в тексте;
- да и сам текст может сгенерировать нейросеть?
Печальные последствия такого заблуждения не заставили себя долго ждать: контент-менеджер не умеет грамотно выразить мысль. Юрист не внимателен и не способен удержать в памяти весь объем данных по делу. Вместо уникальных предложений рынок заполнили продукты, копирующие друг друга.
Обесценивание образования породило распространенное мнение, что устроиться в жизни можно только «по блату». Действительно – а как иначе устроиться на интересное и перспективное место, не обладая нужными знаниями, навыками и умением мыслить творчески?
Мир сейчас стремительно меняется, часть труда заменяют машины. Но у человека, всесторонне развитого, никогда не будет поводов для волнения. Ведь сейчас на первом месте в цене «soft-skiils»: любознательность, умение адаптироваться, обучаемость, мотивация, самодисциплина, аналитическое мышление, внимательность, многозадачность, концентрация, коммуникативные навыки и т.п. А «твёрдые» профессиональные навыки, если их постоянно не актуализировать, устаревают раньше, чем человек успевает закончить институт и устроиться на работу.
Учиться на протяжении всей жизни – важнейшая привычка, которую сегодня нужно внедрить каждому. Если человек не развивает сознание, не учится себя организовывать и анализировать происходящее, то его предел – монотонная работа по инструкции. Рабочим местом, клиентами, отлаженными процессами и контролем его будет обеспечивать работодатель. Но с таким уровнем «ответственности» можно забыть о «взрослой» зарплате.
Дополнительное образование – это легальный способ получить мощное конкурентное преимущество. При условии, что его цель – не заучивание и слепое воспроизведение данных, а обучение работе с информацией, отслеживанию причинно-следственных связей, развитие воображения и мышления в целом.
Тщательный выбор обучающей программы – залог успеха. Важно понимать, что хотел заложить автор при разработке своего продукта, какие цели преследует в педагогике. Преподавание сегодня – это не просто передача твердых знаний по предмету. Бонусом подразумевается развитие личности и навыков, необходимых для адаптации по жизни (тех самых перечисленных выше soft-skills), развитие кругозора, насмотренности, повышение уровня требований к себе и уже как логичное следствие – повышение уровня личных запросов.
Кроме того, обучение должно строиться не на многократном повторении, запоминании, а идти от ПОНИМАНИЯ «что, как и почему».
Такой подход необходимо сделать нормой в образовании, чтобы вместе с теорией по предмету каждый ученик мог получить необходимые в жизни навыки даже в обычной школе – а не добирать их где-то «на стороне». Ориентир должен сместиться на воспитание человека как личности и одновременно – незаменимого компьютером, востребованного специалиста в будущем, который уже выйдет из конкурентного поля и всегда будет осознавать свою ценность.
Александра Асейкина, владелец и главный преподаватель Школы дополнительного образования творческих направлений (рисунок, живопись, черчение и др. дисциплины).