Илья Рейзер: для наживы в сфере ОСАГО мошенники используют различные схемы

14 августа 09:18

Широкое распространение различных мошеннических схем – настоящий «бич» российского рынка автостраховых услуг. Чем больше средств крутится в сфере автострахования, тем больший интерес испытывают к ней представители криминального мира и просто недобросовестные граждане, решившие нажиться с помощью мошеннических действий. Страдают добросовестные граждане и честные предприниматели – ведь не менее 15% страховых выплат, как считают эксперты, в современной России идет мошенникам.

Один из самых распространенных видов мошенничества в сфере автострахования – страхование транспортного средства «задним числом», уже после того, как произошло дорожно-транспортное происшествие. Таким образом, ответственность с водителя фактически перекладывается на страховую компанию, которая и оплачивает понесенный ущерб.

Не реже встречается и фальсификация дорожно-транспортных происшествий с целью получения компенсации. Мошенники инсценируют дорожно-транспортное происшествие, подводя его под страховой случай. Обычно подобные инсценировки происходят в темное время суток с участием уже битых автомобилей, а на место «происшествия» вызываются сотрудники ГИБДД, фиксирующие ДТП. После этого доказать, что дорожно-транспортного происшествия не было, практически невозможно.

Часто фальсификация дорожно-транспортного происшествия осуществляется только на бумаге, т.е. даже «спектакль» с разбитым автомобилем проводить не надо. Оформляется необходимый набор фиктивных документов, после чего мошенники обращаются в страховую компанию за возмещением причиненного ущерба. Сейчас, когда вместо компенсационных выплат страховые компании организовывают ремонтно-восстановительные работы, получило широкое распространение завышение стоимости произведенных ремонтных работ и завышение стоимости использованных при ремонте пострадавшего автомобиля запасных частей.

К сожалению, во многих случаях страховым компаниям не удается доказать фиктивность дорожно-транспортного происшествия, и мошенникам приходится платить. Ситуация усугубляется тем, что чаще всего мошеннические действия в сфере автострахования совершаются целыми организованными группами. Они могут включать не только самих выгодоприобретателей, но и сотрудников страховых компаний, технических экспертов, работников станций технического обслуживания и даже сотрудников правоохранительных органов. Все вместе они обеспечивают полное прикрытие фиктивного дорожно-транспортного происшествия или лжеущерба, предоставляя подложные документы.

Несколько в другой плоскости лежат действия, которые направлены не на выгоду водителя транспортного средства, а на сохранение денег самой страховой компанией. В этом случае водитель приобретает поддельный страховой полис и тогда пострадавший от его действий другой водитель не имеет возможности добиться получения компенсации понесенного ущерба. Страховая компания, в свою очередь, сохраняет свои денежные средства, поскольку не выплачивает их пострадавшей стороне.

Широкие возможности для мошенничества в сфере автострахования существуют благодаря определенным «прорехам» в российском законодательстве. Только в последнее время законодатель стал приводить в порядок нормативно-правовую базу, регулирующую рынок автостраховых услуг и их предоставление владельцам автотранспортных средств. Одним из первых шагов в данном направлении стала замена компенсационных выплат «натуральным» возмещением ущерба в виде ремонта на станции технического обслуживания.

Илья Рейзер, адвокат, руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО города Москвы