Глава Дагестана предлагает пересмотреть ряд федеральных законов
Рамазан Абдулатипов недавно выступил с новой законодательной инициативой – руководитель самого южного субъекта России предлагает внести поправки сразу в два федеральных закона – ФЗ «О СМИ» и «О противодействии экстремистской деятельности».
Как сообщает ряд республиканских и федеральных изданий, инициатива Главы Дагестана вызвала широкое обсуждение не только на уровне региональных экспертов, но и в самом федеральном заксобрании. Сообщается, что на данный момент предложенные Рамазаном Абдулатиповым поправки обсуждаются и в профильных комитетах Госдумы, и в федеральных правоохранительных органах с целью их экспертно-правовой оценки.
Непосредственно суть поправок касается коллизии, возникающей в процессе оценки журналистских публикаций, в которых содержатся упоминания организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена судом. На данный момент согласно отдельным нормам федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О средствах массовой информации», информационные ресурсы, функционирующие в качестве СМИ, обязаны публиковать после упоминания запрещенной экстремистской (!) организации ремарку, в которой сообщается, что данная организация – это та сама, «деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена». Иначе СМИ рискуют получить предупреждение либо от Роскомнадзора, либо от Прокуратуры (чаще первое – прим. автора). Напомним, что три таких предупреждения, полученные от Роскомнадзора в течение года, ведут за собой к отзыву у издания лицензии.
Однако подобная юридическая строгость почему-то не применяется, когда речь заходит о запрещенных террористических организациях. К примеру, все тот же Роскомнадзор еще в прошлом году заявил, что СМИ, не упоминающие, например, что ИГИЛ (или ИГ) – это запрещённая террористическая организация, не будут подвергаться наказанию…
Оказалось, что в России существуют два разных списка запрещенных организаций: реестр экстремистских организаций Минюста РФ и список террористических организаций ФСБ России. Таким образом, буква закона (декларирующая обязанность указывать на «экстремизм» и «запрещенность» организации) распространяется только на организации из реестра Минюста (то есть экстремистские организации), тогда как террористические объединения, находящиеся «на карандаше» у ФСБ, могут упоминаться в СМИ сколь угодно – никаких предупреждений от Роскомнадзора не поступит.
Именно эта правовая «несостыковка» и показалась Главе Дагестана не просто несправедливой, но и запутывающей и сами надзорные органы, и журналистов. По мнению Рамазана Абдулатипова, существующий в законодательстве пробел создает реальные препятствия не только в части применения указанных норм права, но и в целом вызывает сомнения в своей объективности и соответствии тем реалиям, с которыми сталкиваются правоприменители и субъекты правоотношений.
По сути, экстремистские и террористические организации в какой-то степени теперь будут уравнены. Учитывая, что опасность и от первых, и от вторых, исходит практически аналогичная, подобное нормативно-правовое решение видится ряду экспертов и журналистов логичным и объективным.
Таким образом, Рамазан Абдулатипов предлагает дополнить статью 4 Федерального закона РФ «О средствах массовой информации», а также внести «зеркальные» изменения и в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», чтобы два федеральных закона были согласованы друг с другом.
Дагестанские СМИ также сообщают, что параллельно по инициативе Главы республики готовятся поправки и в другие статьи Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Абдулатипов предлагает законодателям приравнять публичное демонстрирование символики террористических организаций к аналогичным действиям с нацистской символикой. Предполагается, что в таком случае СМИ больше не смогут публиковать фото- и видеоматериалы, на которых запечатлены флаги запрещённых в России террористических организаций.