Совершенствование наследственного права обсудили эксперты на Петербургском международном юридическом форуме
На VII Петербургском международном юридическом форуме 18 мая ведущие эксперты научного и юридического сообщества, представители Федеральной нотариальной палаты (ФНП) и международных нотариальных институтов обсуждали вопросы модернизации наследственного права. Модератором выступил председатель Комитета ГД РФ по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, сообщает сайт ФНП.
Вопрос о модернизации наследственного права в нашей стране был поднят в 2015 году, когда появился законопроект, предлагающий целый ряд принципиальных изменений. Сейчас документ переработан и содержит три важных новых положения: введение частных наследственных фондов, наследственных договоров и совместных завещаний. Именно эти новеллы и стали предметом обсуждения на сессии «Модернизация наследственного права: сохранить наследственную массу и обеспечить волю наследодателя».
В своем выступлении президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик подчеркнул, что вопросы наследования и охрана наследственного имущества — это традиционная компетенция нотариуса в РФ. Сейчас к правовой системе наследования в России нет нареканий — количество судебных споров по наследственным делам уже много лет находится на стабильно низком уровне, что подтверждает эффективность этого института. Поэтому реформы в указанной области должны быть очень взвешенными. И, конечно, их нужно обсуждать с нотариусами как основными правоприменителями новелл.
Корсик видит целесообразность в создания такой формы юридического лица, как наследственный фонд, так как это дает возможность сохранить бизнес и обеспечить функционирование предприятий в случае смерти собственника бизнеса.
Введение в систему наследственного права совместных завещаний и наследственных договоров вызывает много вопросов у юридического сообщества. Так, крымские нотариусы поделились своим негативным опытом — в период украинской юрисдикции им приходилось работать с совместными завещаниями, и в подавляющем большинстве случаев это заканчивалось судебными спорами. Кроме того, возможность менять режим собственности супругов посредством совместного завещания ставит под сомнение достоверность данных государственных реестров. Противоречивым опытом в данном вопросе поделились и коллеги из Германии.
Целесообразность введения наследственного договора, по мнению экспертов, также вызывает сомнения, ведь он регулирует те же правоотношения, что и завещание.
Участники форума убеждены, что существующий на сегодня в правовой системе инструментарий позволяет выразить волю наследодателя в любых, даже самых сложных случаях.