Туркменистан и Китай сообща возрождают Великий Шелковый путь
Нейтральный Туркменистан и Китай имеют большой опыт двусторонних отношений, строящихся на принципах равноправия, доверия, взаимопонимания и уважения. Сотрудничество двух государств носит поступательный характер. Ключевые направления туркмено-китайского партнерства – стратегические инфраструктурные проекты в нефтегазовой и транспортно-коммуникационной отраслях, сообщает БЕЛинформ.
Дружеские связи туркменского и китайского народов насчитывают две тысячи лет. Туркменистан и Поднебесная установили дипломатические отношения 25 лет назад, 6 января 1992 года. Лидеры двух государств регулярно проводят конструктивные переговоры. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выдвинул идею о возрождении Великого Шелкового пути. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с инициативой о совместной реализации проекта «Один пояс и один путь».
Во время государственного визита Си Цзиньпина в Ашхабад (сентябрь 2013 года) межгосударственные связи были повышены до уровня стратегического партнерства. В ходе ответного визита туркменского лидера в Пекин (май 2014 года) стороны подписали Договор о дружбе и сотрудничестве. 23 июня 2016 года главы двух стран встретились в Ташкенте, на юбилейном 15-м саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Китай — крупнейший импортер туркменского природного газа с 2009 года. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC) начала работу в Туркменистане в 2002 году. В апреле 2006 года Кабмин Туркменистана подписал с Госсоветом КНР Генеральное соглашение о реализации проекта газопровода Туркменистан-Китай и продаже туркменского газа в Поднебесную.
Запасы углеводородного сырья в Туркменистане оцениваются в 71 млрд тонн (в нефтяном эквиваленте). Независимый международный аудит оценил в 26,2 трлн кубометров газа запасы супергигантского месторождения «Галкыныш» (Южный Иолотань) и соседнего «Яшлар» в пустыне Каракумы в Марыйском велаяте на востоке страны. Только запасы «Галкыныш» (21,2 трлн м³.) признаны вторыми на планете, после иранского «Южный Парс». По запасам «голубого топлива» Туркменистан занимает 4-е место в мире.
В 2007 году Гурбангулы Бердымухамедов предложил создать международный механизм по обеспечению глобальной энергобезопасности, диверсификации маршрутов поставки энергоносителей на мировые рынки. КНР активно поддержала эту идею и стала одним из соавторов резолюций Генассамблеи ООН «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества» за 2008 и 2013 годы.
В июле 2007 года туркменское Госагентство по управлению и использованию нефтегазовых ресурсов, Госконцерн «Туркменгаз» (Türkmengaz) и китайская CNPC заключили договор о купле-продаже туркменского газа и соглашение о разделе продукции (СРП) по разведке и разработке газа на правобережье реки Амударьи (Договорная территория «Багтыярлык», Лебапский велаят). Согласно этим документам, в течение 30 лет Туркменистан ежегодно будет поставлять в Китай 30 млрд м³ газа.
29 августа 2007 года Президент Туркменистана выдал CNPC лицензию на разведку и освоение «Багтыярлык». Недра разведанных в рамках Амударьинского проекта месторождений «Самандепе» (участок«A») и «Алтын Асыр» (участок«B») хранят 1,3 трлн м³. газа, свыше 20 млн. тонн нефти и 20 млн. тонн газового конденсата. Годовая производительность газоперерабатывающих заводов ГПЗ-1 и ГПЗ-2 – 6 млрд м³ и 9 млрд м³ соответственно.
14 декабря 2009 года состоялся запуск ГПЗ-1 и уникального инженерно-технического сооружения, крупнейшей энергетической артерии Евразии и всей планеты – транснационального магистрального газопровода (МГП) «Туркменистан – Узбекистан – Казахстан-Китай» (Центральная Азия-Китай). В этот знаменательный день туркменский газ впервые дошел до берегов Тихого океана.
В запуске магистрали участвовали туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов, Председатель КНР Ху Цзинтао, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов и Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. В память об эпохальном событии 14 декабря объявлено профессиональным праздником работников нефтегазовой промышленности и геологии Туркменистана.
Трубопровод состоит из трех параллельных ниток «А», «B» и «С», протяженностью 1833 км каждая. Одна из главных целей совместного проекта – обеспечить баланс интересов всех участников энергетической триады (производители, транзитеры и потребители).
Транспортировка туркменского газа по линии «C» началась в мае 2014 года, вслед за запуском ГПЗ-2. Под конец 2015 года общая пропускная способность МГП достигла 55 млрд м³/год (свыше 1/5 потребительного спроса на природный газ Китая), что заменяет 73 млн. тонн угля. При использовании «голубого топлива» выбросы углекислого газа и диоксида серы уменьшаются соответственно на 78 млн. тонн и 1,21 млн. тонн.
Источник газа для ниток «A» и «B» состоит из двух частей. Большую часть, 17 млрд м³/год, подает ГК «Туркменгаз». 13 млрд м³/год, добытых на «Багтыярлык» на условиях СРП, — китайская CNPC. Источники газа нитки «С»: по 10 млрд м³/год из Туркменистана и Узбекистана, плюс 5 млрд м³/год из Казахстана.
В ближайших планах– провести от «Галкыныш» четвертую линию «D» проектной мощностью 30 млрд м³/год, по новому маршруту: Туркменистан-Узбекистан-Таджикистан-Кыргызстан-Китай. В сентябре 2013 года Пекин заключил соответствующие межправительственные соглашения с Ташкентом, Душанбе и Бишкеком. А на «Галкыныш» тогда открыли завод по производству 10 млрд м³/год товарного газа. Год спустя ГК «Туркменгаз» подписал с CNPC договор о генподряде на строительство на условиях EPC («под ключ») завода мощностью 30 млрд. м³/год, а также контракт купли-продажи на 25 млрд м³/год.
За семь лет с момента пуска МГП «Центральная Азия-Китай» и на 30 ноября 2016 года Поднебесная получила от Туркменистана 152,9 млрд м³ газа. 100,5 млрд м³ подал ГК «Туркменгаз», а 52,4 млрд м³ отправлено с «Багтыярлык». Такие цифры на международной конференции «Нефть и газ Туркменистана — 2016» в Ашхабаде озвучил генеральный директор CNPC Дэн Мин.
После запуска нитки «D» мощность МГП «Центральная Азия-Китай» вырастет до 85 млрд м³/год, а Туркменистан увеличит поставки газа в КНР до 65 млрд м³/год. Соглашение об этом было подписано еще в ноябре 2011 года, в ходе государственного визита Гурбангулы Бердымухамедова в Пекин.
Разработку предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО) для нитки «D» ведет Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз». 25 января 2017 года в Ашхабаде состоялось 13-е заседание Совместной туркмено-узбекской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Узбекскую сторону на этой встрече представлял первый вице-премьер Ачилбай Раматов. Кроме проекта транспортно-транзитного коридора «Средняя Азия – Ближний Восток» (Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман), основное внимание комиссия посвятила транснациональному газопроводу.
6-7 марта 2017 года новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил свой первый зарубежный визит в соседний Туркменистан. Высокого гостя принял Гурбангулы Бердымухамедов. Стороны подписали договора о стратегическом партнерстве и экономическом сотрудничестве на 2018-2020 годы, меморандум о дальнейшем развитии взаимодействия в области железнодорожного транспорта. Два президента посетили церемонию открытия железнодорожного и автомобильного мостов Туркменабат – Фараб.
Опираясь на колоссальные резервы газа и нефти, поливариантную трубопроводную систему, Туркменистан стремится максимально развить новые отрасли экономики, в том числе, за счет новых транспортных коридоров. 90% суммарной мощности железных дорог Туркменистана обеспечивают китайские локомотивы.
С 1996 года действует железная дорога Теджен – Серахс – Мешхед (Иран), которая построена как ключевое звено международного транспортного коридора «Восток – Запад», созданного в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС). С запуском магистрали длиной 320 км открылось сквозное движение по маршруту Гамбург – Шанхай, фактически начал возрождаться Великий Шелковый путь. Сейчас общая протяженность нового маршрута Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран составляет почти 10 тысяч км, время в пути – около двух недель. Это в среднем вдвое быстрее, чем морским путем, на который требуется 30-35 суток.
Наряду с торгово-экономическим сотрудничеством Туркменистан расширяет гуманитарно-культурные связи с Китаем. В частности, дружественная страна активно поддерживает проведение в 2017 году в Ашхабаде V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам.
В основу дружбы между народами Туркменистана и Китая заложено не одно только наследие древности. Две страны роднит устремленность в будущее, обоюдная заинтересованность во взаимовыгодной региональной интеграции южного пояса Евразии.