Олег Иванов о видах внесудебных способов разрешения конфликтов
Наиболее известным способом разрешения и преодоления конфликтов в современном праве является судебный процесс. Однако не только с помощью обращения в суд возможно решить возникшие противоречия. Несмотря на всю эффективность и результативность судебных процессов, не стоит сосредотачиваться исключительно на судебных способах решения конфликтов. Существует достаточно обширный спектр альтернативных способов разрешения конфликтов, которые в отечественной юридической литературе получили название внесудебных.
Внесудебные способы разрешения конфликтов предусматривают возможность участия юрисдикционных и неюрисдикционных органов. В качестве примера внесудебного юрисдикционного способа защиты прав и интересов можно привести деятельность нотариальной системы, регулируемой законодательством РФ о нотариате. В компетенцию нотариусов входят удостоверение сделок, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, совершение исполнительных надписей и т.д. Участие нотариуса часто само собой ликвидирует спорную природу конкретной ситуации, а также исключает необходимость обращения в судебные государственные органы для ее разрешения.
Эффективность нотариата как внесудебного инструмента разрешения противоречий обусловлена и такими особенностями системы нотариата, как экспертность нотариусов в сфере права (все нотариусы являются квалифицированными юристами), структурное единство системы нотариата, наличие развитой инфраструктуры и всероссийский охват регионов и муниципальных образований. Эти характеристики позволяют рассматривать нотариат как «ядро» российской системы внесудебного разрешения юридических конфликтов.
Действенным способом разрешения юридических конфликтов является обязательный претензионный порядок для досудебного урегулирования споров. Еще до момента обращения в суд первая сторона направляет второй стороне письменную претензию, содержащую определенные требования. Достаточно часто вторая сторона идет на удовлетворение претензии и, таким образом, исчезает необходимость обращения в суд. Претензионный порядок помогает разгрузить судебную систему, а сторонам – избежать материальных, временных и репутационных издержек, связанных с судебным разбирательством.
В то же время, возможности разрешения споров в претензионном порядке используются в современной России не до конца, в связи с чем многие юристы считают необходимым возвращение обязательной процедуры урегулирования некоторых видов споров в досудебном порядке с помощью подачи претензии.
К неюрисдикционным способам разрешения конфликтов относится, в первую очередь, третейский суд. Деятельность третейских судов в РФ регулируется № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Согласно законодательству, нотариусы не имеют права исполнять обязанности третейских судей. Третейские суды в основном рассматривают споры как хозяйствующих субъектов (юридических лиц), так и граждан (физических лиц).
Суть деятельности третейского суда заключается в том, что стороны доверяют ему разрешить возникшее противоречие. При этом третейский суд не входит в государственную судебную систему. Рост популярности третейских судов объясняется отсутствием бюрократии, присущей государственной судебной системе. Кроме того, многие считают третейские суды более объективными и менее зависимыми от буквалистского толкования норм законодательства. При этом если стороны заинтересованы, они могут привлечь государственную судебную систему для контроля над третейскими судами, как правило – для обеспечения исполнения принятых третейскими судами решений.
Третейские суды разрешают как материальные (имущественные), так и нематериальные (неимущественные) конфликты. Наиболее часто к услугам третейских судов прибегают в случае нарушения договоров, например – если одна из сторон собирается расторгнуть договор в одностороннем порядке или не продлевать договор, либо пересмотреть содержащиеся в договоре условия. Среди материальных исков наиболее часто в третейских судах рассматриваются споры, которые связаны с взысканием задолженности, получением неустоек, процентов, наложением штрафных санкций.
В последние годы растет популярность медиации как одного из очень эффективных способов внесудебного разрешения конфликтов. 27 июля 2010 года был принят № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Как и в случае с третейским судом, стороны конфликта выбирают нейтральную третью сторону, которая обладает соответствующим авторитетом и объективностью и способна, по мнению сторон конфликта, урегулировать существующие противоречия.
Исторически медиацию споров и конфликтов доверяли наиболее уважаемым людям. Например, в регионах Северного Кавказа, где такой тип разрешения противоречий является традиционным, в роли медиаторов выступали уважаемые старейшины, религиозные авторитеты. В настоящее время в России существуют Коллегии медиаторов, которые действуют, например, при Торгово-промышленных палатах субъектов Федерации. Согласно 193-ФЗ, выполнять деятельность медиаторов на профессиональной и непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. В ряде стран мира существуют специальные курсы медиаторов, предусматривающие получение соответствующей квалификации.
На деятельность медиатора накладывается достаточно внушительный список ограничений. Медиатор не имеет права быть представителем одной из сторон спора, равно, как и предоставлять ей юридическую, консультационную или иную помощь. Без согласия сторон медиатор не может делать публичные заявления по существу спора, разглашать без согласия сторон информацию о процедуре медиации или ставшую ему известной в процессе процедуры медиации.
Медиация предполагает возможность самостоятельного выбора посредников. Кроме того, стороны могут сами активно участвовать в процедуре разрешения противоречий. Популярность медиации объясняется и очень короткими сроками разрешения конфликтных ситуаций, отсутствием бюрократических препятствий и «тормозов» и, что не менее важно, такой степенью конфиденциальности, которую никогда не сможет обеспечить судебный процесс.
С помощью медиации стороны без обращения в суд могут урегулировать возникшие между ними противоречия, разрешив, тем самым, конфликтные ситуации. Медиация может быть рекомендована в качестве наиболее подходящего способа разрешения семейных юридических конфликтов – развода, раздела имущества. Также с помощью медиации можно эффективно разрешать конфликты, возникающие в сфере трудовых отношений, в связи с процедурой банкротства, между компаниями и их руководителями, в сфере воспитания, образования, туризма. То есть, как видим, спектр применения медиации весьма широк.
Примеров успешного разрешения юридических конфликтов с помощью медиации очень много. Например, в Московской области Коллегия медиаторов помогла разрешить спор между сторонами по вопросу о выплате неустойки за нарушение сроков сдачи объекта долевого строительства. В течение месяца стороны урегулировали конфликт путем подписания медиативного соглашения. Число таких позитивных примеров использования медиации в последние годы только растет. Поскольку медиация регулируется федеральным законодательством, предусмотрена и ответственность медиаторов за вред, причиненный сторонам в результате их действий. Это побуждает медиаторов более ответственно и объективно подходить к исполнению своих функций.
Разумеется, внесудебные способы урегулирования юридических конфликтов в будущем не просто сохранят свою актуальность, но будут иметь очевидную тенденцию к дальнейшему развитию и совершенствованию. Это очень перспективные инструменты разрешения конфликтных ситуаций, которые имеют большое значение и в плане разгрузки и дебюрократизации судебной системы, и в плане повышения правовой активности и самоорганизованности граждан. Можно считать, что внедрение процедур внесудебного разрешения юридических конфликтов окажет позитивное воздействие на снижение уровня преступности в обществе, повышение правовой культуры и гражданской ответственности российских граждан, совершенствование культуры корпоративных отношений, предпринимательской этики.
Олег Иванов,
Председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, заслуженный юрист Московской области