Сам пью, сам гуляю – сам пою, сам награждаю: к церемонии награждения Российской национальной музыкальной премии

07 декабря 19:01

Сегодня, в среду, 7 декабря 2016 года, в Государственном Кремлевском дворце состоится церемония награждения Российской национальной музыкальной премии.

Аналог или подделка?

Сама премия – это попытка сделать российский аналог американской Grammy и британского Brits. Собственно, английское название Russia Music Awards – это четкая отсылка к западному оригиналу. Но более внимательный анализ показывает: несмотря на внешнее сходство (статуэтка, голосование, торжественная церемония, похожие названия номинаций), между западной премией и ее российской «репликой» существуют серьезные отличия. Например, как между раскрученным западным брендом и его российской подделкой (или, как сейчас по-модному говорят, репликой), сделанной где-нибудь в Рязани.

Итак, внешне Российская национальная музыкальная премия – это якобы объективный музыкальный конкурс, охватывающий все актуальные музыкальные жанры – от поп-музыки до классической музыки, включая такие номинации как «городской романс», «лучший хип-хоп проект», «открытие года в классической музыке» и другие.
Предыдущую попытку запустить российский аналог Grammy и Brits ведущие продюсеры российского шоу-бизнеса осуществили еще в 2015 году. Список учредителей премии – это цвет российского продюсерского клана, разбавленный для приличия композиторами и исполнителями: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Максим Фадеев, Константин Меладзе, Виктор Дробыш, Григорий Лепс, Эмин Агаларов, Иосиф Пригожин, Яна Рудковская, Николай Басков, Филипп Киркоров.

Конфликт интересов

Правда, сразу же после присуждения премии-2015 разразился скандал, когда выяснилось, что победителями стали либо сами артисты, которые входят в жюри конкурса, либо подопечные продюсеров, которые присуждают премию. То есть, если говорить прямо, получилось, что такие продюсеры как Крутой, Матвиенко, Пригожин etc по факту наградили самих себя, разве что зашифровали это под вывеской Российской национальной музыкальной премии.Например, в номинации «Лучшая поп-группа» победили Serebro (их продюсер Максим Фадеев входит в жюри премии). M-band Константина Меладзе (еще один член жюри) получили статуэтки сразу в двух номинациях, Дима Билан выиграл статуэтку за «Лучшее концертное шоу», а член жюри Константин Меладзе стал «лучшим музыкальным продюсером».

Еще один штрих – состав членов жюри и номинантов серьезно пересекался. То есть, в жюри и на сцене одновременно находились такие участники как Валерия, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, Николай Басков, Анжелика Варум, Леонид Агутин и т.д.

Налицо то, что в бизнесе называется конфликтом интересов. Конфликт интересов – когда директор банка выдает льготный кредит фирме, которой руководит его сын, либо продает залоговое имущество со скидкой компании, где в состав учредителей входит его жена. Или когда продюсер, который входит в жюри музыкального конкурса, добивается, чтобы премию дали именно его исполнителю. Потому что продюсер знает, как дальше монетизировать эту премию: лауреат Российской национальной музыкальной премии – это гастроли, корпоративы, участие в сборных шоу с участием главных «звезд» страны и т.д.

По рецептам тети Хиллари

После того, как по итогам присуждения Российской национальной музыкальной премии в 2015 году разгорелся скандал, в 2016 году учредители объявили «перезагрузку», раскручивая тезис, что теперь Russia Music Awards стала самой «честной» и «объективной». «Награда должна стать самым авторитетным инструментом оценки музыкального творчества. Основные принципы Премии – честность, независимость, открытость и максимальное представительство всех жанров», – вещает официальный сайт премии.

Правда, музыкальная «перезагрузка» оказалась аналогом американской «перезагрузки» – то есть, внешнеполитической «разводки» в исполнении Барака Обамы и Хиллари Клинтон. С точно таким же результатом. Потому что снова в состав жюри вошли продюсеры и исполнители, заинтересованные в том, чтобы присудить статуэтку либо самим себе, либо своим подопечным.

Судите сами. Давайте сравним список членов жюри со списком номинантов.
Итак, в состав жюри, которое будет присуждать премии в этом году входят:
Алла Пугачева, Александр Градский, Виктор Дробыш, Фёдор Бондарчук, Юрий Аксюта, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон, Игорь Крутой, Валерий и Константин Меладзе, Иосиф Пригожин, Михаил Турецкий, Григорий Лепс, Леонид Агутин, Яна Рудковская и многие другие.

А вот кто входит в список номинантов Российской национальной музыкальной премии-2016:

– Филипп Киркоров – он одновременно входит и в состав жюри, и является претендентом на получение премии в двух номинациях «Лучшая песня (мелодия) к кинофильму или сериалу» и «Лучшее концертное шоу»;

– Валерий и Константин Меладзе – члены жюри и учредители премии одновременно претендуют на статуэтки в номинациях «Лучшее музыкальное видео», а также «Лучший поп-исполнитель» (номинируетсяВалерий Меладзе);

– Михаил Гуцериев – учредитель и член жюри претендует на победу в номинации «Поэт года»;

– а в категории «Композитор года» соревнуются сразу два шоу-бизнесовых авторитета в лице Виктора Дробыша и Константина Меладзе. Наверное, чтобы не обидеть акул российского шоу-бизнеса, стоит присудить сразу две премии.

Награды подобные Российской национальной музыкальной премии – это одновременно результат и механизм монополизации российского шоу-бизнеса, где только ограниченный круг продюсеров имеет неформальное право размещать клипы своих подопечных на радио и ТВ, включать в состав участников концертов в Кремлевском дворце и … награждать Russia Music Awards.

Талант композитора, вокальная техника, природные данные – все это не имеет никакого значения. Премия-2016 со старта превращается в обман меломанов и зрителей, потому что награды присуждаются не по объективным критериям – кто продал больше дисков или собрал десятки тысяч зрителей на свой концерт – а по знакомству, родству и близости к самим учредителям и членам жюри.

Поэтому выходит, что вся пиар-кампания о «честности» и «объективности» со стороны организаторов оказалась яркой упаковкой, под которой потребителям снова пытаются «впарить» просроченный товар.