Президент СК “Арсеналъ” рассказал о нюансах новой системы таможенного транзита

13 октября 16:56

Все-таки журналистика — значимая профессия, и без нее сложно представить функционирование современного общества. «Акулы пера» позволяют гражданам держать руку на пульсе всех мало-мальски значимых событий. А уж когда речь идет о том, что в России упраздняется функционирование проверенной времени системы гарантий международных грузоперевозок, а на смену ей приходит отечественная разработка, то не стоит удивляться повышенному интересу со стороны населения к развитию ситуации.

Именно поэтому гостем издания «Дни.ру» оказался глава «Арсеналъ» Сергей Лобанов. Он ответил согласием на приглашение прийти в редакцию не только в качестве эксперта по вышеозначенной ситуации, но и в качестве руководителя компании, выступающей оператором по разработке и внедрению новой системы международных дорожных перевозок. Ранее ежегодный транзит грузоперевозок через границу РФ обеспечивался системой МДП. Эта система международных дорожных перевозок контролируется оператором из Швейцарии. Однако, как отметил приглашенный эксперт, необходимость в зависимости от зарубежной системы прошла. И не только потому, что МДП безнадежно отстала от технического прогресса. Есть другие причины, о них, и о много другом рассказал журналистам «Дней.ру» гость редакции.

Для начала лирическое, но необходимое отступление. Если говорить о сути транзитных грузоперевозок, то они несут значительные риски, как для владельца груза и выполняющего для него работу перевозчика, так и для государства, через по территории которого пролегает маршрут следования фуры. Дело в том, что по пересечении границы, водителю не требуется уплачивать таможенную пошлину прямо на КПП. Для осуществления этой операции ему следует направиться на временный склад, а он может находиться как близко с КПП, так и на значительном расстоянии от него. По дороге к складу с грузовиком может произойти все что угодно, а товар может попасть в свободный оборот. Владелец груза, понятное дело, несет убытки. Однако денежный урон наносится и транзитному государству, на территорию которого по факту ввезен товар, однако таможенная пошлина на него не уплачена.

Главная проблема с МДП, как отметил собеседник издания, заключается в том факте, что ее оператор находится в Женеве. Швейцария, как известно, является членом Евросоюза, с которым в нынешнее неспокойное время у Российской Федерации не самые теплые отношения. Оператор МДП ежедневно получал от российских перевозчиков конфиденциальную информацию об экспортно-импортных грузоперевозках страны, в том числе и о грузах военного и специального назначения. Нужно ли говорить, что это грозило прямыми рисками национальной безопасности России? Аналогичная зависимость у РФ была от VISA и MasterCard, напомнил Сергей Лобанов. На примере Крыма можно было легко проследить за тем, как Запад может легко оставить целый полуостров без системы электронных платежей. Именно поэтому уход от зависимости от МДП видится разумным шагом. А тут еще и техническая отсталость МДП. Работавшие по правилам этой системы государства не раз недополучали средства от таможенных платежей в силу недобросовестного поведения некоторых перевозчиков. Они обнаружили лазейку в «книжках» МДП, в которых не указывалась информация о декларируемой стоимости перевозимого товара. Это позволяло перевозчикам занижать цифры.

Компания “Арсеналъ” выступает оператором по созданию новой системы. Об этом стало известно после того как она заключила с ФТС России договор поручительства по таможенному транзиту. Это стало возможным благодаря наличию у первой отлаженной инфраструктуры для безукоризненного выполнения взятых перед таможней обязательств. Поручительские договоры были заключены ФТС России еще с несколькими компаниями-поручителями на рынке. Но не все они смогли получить банковские гарантии в уполномоченных банках и обеспечить нужные инфраструктурные условия. Поэтому их договоры поручительства не вступили в силу. Обычная конкуренция, побеждает тот, кто сильнее.

Гость редакции “Дней.ру” сообщил о повышенном интересе к системе со стороны сопредельных с РФ государств. Нет сомнений, что ее внедрение на межгосударственном уровне обеспечит единое транзитное пространство, скажется на увеличении грузооборота и поступлений в бюджет ТС. Перевозчикам будет выдаваться единый электронный документ, с которым они смогут проехать от границы до границы за минимальные сроки. В свою очередь, транзитное государство будет стабильно получать все таможенные платежи. СК “Арсеналъ” планирует учредить Ассоциацию национальных поручителей ТС.

По словам главы “Арсеналъ”, поручительский бизнес по международным грузоперевозкам лишь со стороны кажется простым, но в действительности все обстоит куда сложнее. Начать следует с создания инфраструктуры, на что понадобится много средств, и далеко не каждый сможет это потянуть. Но одного создания недостаточно — придется еще и стабильно поддерживать все в работоспособном состоянии.

Также, как отметил гость редакции, выступающая поручителем по таможенному транзиту компания вынуждена сталкиваться с серьезными рисками. И это вполне объяснимо, ведь ей приходится отвечать за каждый груз, доставляемый, как сушей, так и морем.

Далее — прибыль. Она значительно меньше, чем может показаться со стороны. Базовый сбор с фуры в настоящее время составляет 1500 рублей. Из этих средств стоит вычесть денежное вознаграждение трудящимся в интересах “Арсеналъ” на территории сопредельных государств агентов; оплату услуг банкиров; оплату работы процессинговых центров. То, что остается после всех отчислений, и есть прибыль.

А ведь есть смысл еще говорить и о затратах на техническое обеспечение рабочего процесса. Его бесперебойный характер обеспечивается с помощью дублирования серверов, чтобы в случае выхода из строя одного из них, система переключилась на резервный и ее работа не прекращалась ни на секунду. При сегодняшних объемах даже часовой сбой системы приведет к возникновению длинной очереди из грузовиков на пропускном пункте. Это не только экономический риск, это престиж страны, политический риск, допускать который невозможно в принципе.

Глава СК «Арсеналь» в завершение беседы заверил журналистов, что его компания является гарантом стабильного поступления в бюджет таможенных отчислений. По его словам, повлиять на бесперебойность этого процесса не сможет ни геополитическая обстановка, ни каверзы со стороны «западных партнеров».