Пилоты рассказали реальную историю захвата рейса «Аэрофлота»

23 января 21:28

«Нам удалось избежать паники»: пилоты самолёта, пассажир которого пытался отправить судно в Афганистан, рассказали о событиях на борту.

Суд арестовал на 2 месяца Павла Шаповалова за попытку угона пассажирского лайнера, летевшего из Сургута в Москву.
А мы поговорили с пилотами самолёта, который чуть не угнали в Афганистан.

Напомним, дневной рейс «Аэрофлота» №1515 вылетел из Сургута. «Боинг» шёл в районе Нягани (да, есть такой город), когда один из пассажиров передумал.

Мужчина потребовал от бортпроводника развернуть самолёт в Афганистан и угрожал, что применит оружие.
По первоначальным предположениям, угонщик по имени Павел просто был пьян. Угон «Боинга» с пассажирами, да ещё и за границу — вариантов, почему и зачем, действительно немного.
Что было дальше, мы тоже хорошо помним — самолёт развернули и благополучно посадили в Ханты-Мансийске, Шаповалова вывели силовики и теперь ему грозит срок за угон борта «Аэрофлота».

Рассказ пилотов того самого борта — командира корабля Рустама Цыбакина и второго пилота Влада Кулика — помогли немного прояснить картину этого ЧП с хорошим концом.

С чего всё началось?

Один из пассажиров заявил бортпроводнику, что у него оружие. И он его обязательно применит, если «Боинг-737» сейчас же не развернётся в сторону Афганистана. О чём проводник, конечно, сразу же доложил по спецсвязи пилотам.

А был ли пистолет?

Как позднее выяснится, нет. Но экипаж обязан реагировать даже на угрозу применения оружия, как если бы в одного из них уже целились. Не дай бог разгерметизация салона или подстрелят кого-то. На кону жизнь и здоровье пассажиров, работа бортпроводников — обеспечивать их безопасность. А не только сок носить.

Как отреагировали пилоты?

Через проводника они заявили, что до Афганистана не хватит топлива и нужна дозаправка. Параллельно и сразу же доложили о ЧП в Центр управления полётами своей авиакомпании и запросили посадку у ближайших аэропортов. Со слов пилотов, их «вели» диспетчеры из Тюмени, Екатеринбурга и Ханты-Мансийска. Комфортнее всего, как признались оба пилота, было бы сажать самолёт в Хантах, что и произошло.
Пока самолёт разворачивался и сбавлял высоту, бортпроводники докладывали пилотам, как себя ведёт захватчик и какие он выдвигает требования. Спойлер — больше никаких. Только зачем-то пытался попасть в закрытый и заблокированный туалет на борту. А не в кабину пилотов, как писали раньше.

Как часто на борту попадаются такие пассажиры?

На практике обоих пилотов этого рейса случай с Шаповаловым — первый! Раньше и Рустам, и Влад имели дело с проблемными пассажирами только в теории. Но инструкция есть инструкция. Будем считать, что с почином.

Как действовал экипаж после посадки?

После посадки в Хантах самолёт «Аэрофлота» вырулил на самую дальнюю стоянку, пилоты связались с наземными спецслужбами.
Экипаж рейса получил рекомендацию не обезоруживать Павла Шаповалова. Проще говоря — не пытаться его скрутить до приезда полиции. А пилотам вообще запрещено покидать свою кабину за закрытыми дверями, пока ведётся спецоперация. Поэтому задержание прошло без них. Аплодисменты тоже.

Что знали о происходящем другие пассажиры?

Ровным счётом ничего. Со слов пилотов, о том, что рейс сел не в Шереметьево, а в аэропорту Ханты-Мансийска, люди на борту узнали уже после приземления. Заранее по громкой связи их не предупреждали, чтобы лишний раз не провоцировать виновника вынужденной посадки. Неведение помогло избежать паники. Цитирую слова командира корабля:
— Пассажиры до последнего ничего не знали. Я считаю это успехом, потому что нам удалось избежать недовольства и паники.