Василий Лихачев: «Ливано-израильское противостояние усиливается новыми геополитическими и психологическими факторами»

25 июля 17:50

Как сообщили ИА «Национальные интересы» в пресс-службе Совета Федерации РФ, ливано-израильский конфликт до предела обострил напряженность на Ближнем Востоке. В его реальных оценках все более звучит лексикон политической и гуманитарной катастрофы. Конкретные трагические факты, число которых увеличивается ежедневно, — гибель мирного населения, включая женщин и детей, беженцы, разрушение гражданских объектов, непропорциональное применение военной силы – тому свидетельство. На глазах у всего международного Сообщества происходит системное нарушение современного международного правопорядка – основных принципов права, законов и обычаев войны, гуманитарных стандартов. Как следствие – возникают трудности к достижению всеобъемлющего справедливого и долгосрочного урегулирования на Ближнем Востоке, в борьбе с терроризмом, решении других глобальных проблем. Под угрозой одновременно находятся фундаментальные права человека, народов и государств, указанные в Уставе ООН.

Нынешнее противостояние имеет свои корни и причины. Оно усиливается новыми геополитическими, психологическими факторами. Все это в целом делает конфликт опасным не только для такого сложного региона как Ближний Восток, но и для мира в целом. Все понимают: нужны комплексные, эффективные меры на основе Устава ООН, норм международного права и справедливости. Главное – убедить, заставить стороны спора принять эту позицию, прекратить военные действия, начать переговоры, восстановить суверенитет, в том числе территориальный. Весь миротворческий потенциал двусторонней и многосторонней дипломатии государств и международных организаций должен быть сконцентрирован на решение этой кардинальной задачи. Ответственность несут все политические игроки Сообщества, независимо от их различий, — постоянные члены Совета Безопасности, государства «восьмерки», Лига арабских государств и другие субъекты. Важно, что в процесс урегулирования, поиска компромиссных решений включились ООН, ЕС, Россия, США, Франция, арабские страны. Необходимо, чтобы озвученные ими инициативы имели общую цель, содействовали выработке согласованной линии поведения международного сообщества, закладывали фундамент будущего устойчивого постконфликтного урегулирования.

В этой позитивной работе должны участвовать и современные парламентские структуры. Без них демократия и миропорядок XXI века не состоятся. Парламентаризм имеет соответствующий политический капитал и влияние, в том числе властное. В этой связи большая роль отводится Межпарламентскому Союзу. Эта старейшая международная организация могла бы в контакте с ООН, ЕС, парламентами России, США, Иордании, Сирии, Ирана, Египта, Палестины, других стран войти в процесс урегулирования ливано-израильских отношений, других вопросов региональной безопасности. Авторитету МПС могло бы также служить в перспективе создание с ее помощью международной парламентской системы предупреждения и профилактики межгосударственных споров, открытие в г. Женеве межпарламентского центра мониторинга за применением современного международного права, разработка мер содействия Организации Объединенных Наций в выполнении ее функций и задач перед новыми вызовами и угрозами.

Совершенно очевидно, что потенциал парламентской дипломатии в XXI веке позитивен. Вне всякого сомнения, он должен быть максимально использован в современном миростроительстве.