Политологи расходятся в оценке последствий референдума в Черногории

22 мая 2006 13:44

По последним данным, на референдуме в минувшее воскресенье за отсоединение Черногории от Сербии проголосовало 55,4% принявших участие в голосовании избирателей.

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что победа сторонников независимости Черногории не окажет непосредственного влияния на процессы децентрализации в других странах.

«Очевидно, что результаты выборов придадут политическую энергетику нациям, которые борются за свою независимость, в частности Косово, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровью. В Каталонии и стране Басков также внимательно наблюдают за этими процессами», — отметил политолог в интервью РИА Новости.

Однако, по его словам, «результаты не будут иметь непосредственных политических последствий на эти процессы, поскольку Черногория обладала большим статусом — это бывшая союзная республика, а не область и не автономное образование».

«Черногория уже в течение многих лет располагает своими институтами государственной власти», — добавил Марков.

В свою очередь, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова уверена, что после принятия решения о независимости Черногории продолжится распад Балкан.

«С независимостью Черногории распад Балкан не завершится, этот процесс будет продолжаться, и кризис еще не закончился», — сказала Гуськова в интервью РИА Новости.

По ее словам, в этом году будет решаться вопрос о независимости Косово и Метохии.

«Затем будет муссироваться вопрос о независимости сербского региона Воеводины. Потом албанцы, стремящиеся к объединению всех земель, населенных представителями этого народа, поставят сначала вопрос о расширении их прав, а затем — об объединении своих территорий», — считает политолог.

По информации РИА Новости, Гуськова напомнила, что в 2001 году было восстание албанцев в Македонии, тогда с помощью НАТО удалось разрешить конфликт. По ее мнению, теперь албанцы могут поставить вопрос о создании не албанской автономии, а республики.

«Македония в ближайшее время может столкнуться с решением вопроса о создании там федеративного государства. После этого до отделения албанских земель останется один шаг. Если македонцы не согласятся на это мирным путем, у албанцев наработан метод террористических действий, после которых Европа соглашается на все, что они требуют», — отметила эксперт.

По ее мнению, связи между Сербией и Черногорией останутся, но это будут два независимых государства, с самостоятельным представительством в международных организациях — ООН, ОБСЕ и в перспективе — Евросоюзе и НАТО. Предстоит реформа власти, поскольку у государственного сообщества Сербия и Черногория существовал свой президент, парламент и правительство, которые теперь будут распущены.

Гуськова уверена, что процесс «развода» Сербии и Черногории не будет длительным и сложным, поскольку делить практически нечего. «Я надеюсь, что раздел государственного сообщества произойдет мирным путем. Сербия сама очень устала от обвинений в геноциде на Балканах, что Белград виноват в процессах 90-х годов, неоправданных обвинениях в гегемонизме», — сказала политолог.

По ее словам, Черногория «еще не понимает, с какими проблемами ей придется столкнуться и в какой бедности республика окажется».

«Совместный военно-морской флот продадут, деньги поделят. Послов из Черногории отзовут, и теперь самой Подгорице предстоит содержать своих диппредставителей и посольства за рубежом. Оплачивать свои внешнеполитические амбиции Черногории придется самостоятельно. Европа их дотировала, чтобы они отошли от Сербии. А как дальше?!» — задается вопросом Гуськова.

Сергей Марков, в свою очередь, высказал мнение, что России после разделения сообщества следует сбалансированно выстраивать отношения как с Сербией, так и с Черногорией.

«В Черногории не хуже, чем в Сербии, относятся к России. Исторические традиции там помнят, и мы должны учитывать это», — сказал собеседник агентства.

Союзный парламент Сербии и Черногории принял Конституционную хартию нового государственного сообщества в феврале 2003 года. Одним из важнейших положений документа была возможность выхода из сообщества каждого государства по прошествии трех лет.