Примаков: удар по Ирану вызовет волну экстремизма
«Воздушный удар по Ирану безусловно привел бы к очень серьезным последствиям во всем регионе, — сказал Примаков, — это могло бы вызвать громадную волну экстремизма в арабском мире, и в такой ситуации сложившимся системам власти в арабских странах было бы крайне трудно устоять. Поэтому Россия полна решимости предпринять все возможные дипломатические усилия для предотвращения такого развития событий, и в то же время сделать так, чтобы Иран не создал ядерного оружия… Россия ни в коей мере не заинтересована в том, чтобы Иран обладал ядерным оружием».
Примаков указал на то, что жесткие меры в отношении к Ирану не должны применяться, поскольку, фактически, Иран не нарушил Договор о нераспространении ядерного оружия. «На сегодня проблема состоит в том, что, несмотря на некоторые отступления, Тегеран не нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия, поэтому в отношении Ирана нельзя принимать жесткие меры», — сказал Евгений Примаков.
По мнению Примакова, еще рано списывать со счетов предложение России об обогащении урана для нужд иранской энергетики на территории РФ — предложение, от которого Иран отказался. Примаков считает, что в план могут быть внесены поправки и затем он может быть вынесен на обсуждение на предстоящей встрече руководителей стран «большой восьмерки» под председательством России.
«Идея состоит в том, чтобы те страны, которым нужен обогащенный уран для мирных целей, обращались бы к странам-членам ядерного клуба, а не производили бы обогащенный уран сами. Таким образом, обогащенный уран будет получать и Иран и другие страны. Иран может принять это предложение, сохранив при этом лицо», — сказал Евгений Примаков.
В интервью «Джерусалем пост» Евгений Примаков коснулся состояния российско-израильских отношений, потенциал которых, на его взгляд, «раскрыт далеко не полностью» из-за «недостатка доверия между сторонами».
По мнению Примакова, есть возможность для более существенного сотрудничества, как в экономической, так и в политической сферах. При этом, отметил Евгений Примаков, «важно понять, что Россия играет одну из главных ролей в ближневосточной дипломатии». Примаков выразил сомнение в том, что ближневосточный конфликт может быть разрешен без участия России.