МИД России обозначил свою позицию перед Советом Россия-НАТО

27 апреля 16:25

Москва. – ИА «Национальные интересы», Александр Николаев. Перед неформальной встречей официальный представителя МИД России Михаил Камынин ответил на вопросы журналистов. Об этом корреспонденту ИА «Национальные интересы» сообщили в Департаменте информации и печати МИД РФ.

— В заседании примет участие Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Встреча будет проходить без утвержденной повестки дня. Министры подведут итоги деятельности СРН со времени подписания Римской декларации, утвердят рекомендации по дальнейшему повышению качества взаимодействия в формате СРН, а также обменяются мнениями по актуальным вопросам международной жизни, — заявил Камынин. — В Софии министры иностранных дел стран НАТО будут обсуждать подготовку к ноябрьскому саммиту альянса в Риге, на котором предполагается принять программные решения по трансформации военной и политической составляющей альянса, «расширенческой» повестке дня, преобразованиям в системе отношений со странами-партнерами.

— Мы внимательно следим за процессами реформирования НАТО, дискуссиями среди стран-членов о новой роли и нише альянса в современном мире. Учитываем тенденцию постепенного преобразования НАТО из военного блока в многовекторную организацию, занимающуюся вопросами безопасности в различных районах мира (Косово, Афганистан, Судан), помогающую в ликвидации последствий стихийных бедствий (ураган «Катрина» в США, землетрясение в Пакистане), — подчеркнул представитель внешнеполитического ведомства. — Россия – не член НАТО, но мы внимательно следим за дискуссиями о дальнейшей судьбе организации. Убеждены, что окончательное перенацеливание потенциала альянса с задач территориальной обороны (от гипотетической угрозы «с Востока») к реагированию на реальные, а не мнимые вызовы безопасности в строгом соответствии с международным правом, несомненно, отвечало бы интересам укрепления предсказуемости и стабильности.

— Нам импонирует логика предложений по переосмыслению функций и целей альянса в новых условиях, в частности, по усилению его политической составляющей, развитию более тесного взаимодействия с ООН и Евросоюзом, выходу на стратегическое партнерство с Россией, — сказал Камынин.

Отвечая на вопрос РИА «Новости» об успешности диалога и сотрудничества в формате Россия НАТО, Камынин, в частности, заявил: «За сравнительно короткий со времени подписания Римской декларации 2002 года период мы убедились, что развитие политдиалога и практического сотрудничества в формате Совета Россия-НАТО (СРН) позволяет нам откровенно обсуждать проблемные вопросы в отношениях, налаживать взаимодействие в реагировании на общие вызовы в сфере безопасности».

— Механизм СРН доказал свою востребованность и дееспособность, стал существенным фактором стабильности и предсказуемости в эволюции военно-политической ситуации на евроатлантическом пространстве, — считает представитель МИД России. — На заседании в Софии планируется утвердить рекомендации по дальнейшему развитию взаимодействия в формате СРН. В них заложены конкретные меры по повышению качества политдиалога, продвижению наиболее перспективных проектов сотрудничества в реагировании на общие вызовы безопасности.

— В настоящее время под эгидой СРН действует около 20 комитетов, рабочих и экспертных групп, занимающихся, в частности, вопросами обеспечения совместимости военных контингентов, систем противоракетной обороны и контроля за воздушным движением, укрепления потенциала реагирования на теракты, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, сотрудничества в области ВТС, оборонных исследований и технологий, — рассказал Михаил Камынин. — В рамках реализации комплексного Плана действий СРН по борьбе с терроризмом прорабатываются возможности налаживания обмена информацией и передовым опытом, проведения учений и тренировок антитеррористических подразделений, укрепления безопасности воздушного и морского транспорта, метро, других объектов критической инфраструктуры, рассматриваются перспективы противодействия кибертерроризму.

— Важное значение в этом контексте имеет подключение России к контртеррористической операции НАТО «Активные усилия». Завершается подготовка к операции кораблей Черноморского флота, которые во второй половине года приступят к полномасштабному участию в совместном патрулировании в Средиземном море, — говорит официальный представитель МИД. — Большое внимание уделяется обеспечению оперативной совместимости контингентов России и стран НАТО. На этот год запланированы учения по совместимости подразделений спецназа, связи, военно-транспортной авиации.

— В практическую плоскость переходит реализация пилотного проекта по совместной подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и транзитных стран Центральной Азии, одобренного на декабрьском заседании СРН, — заявил Камынин. — Это важный, но лишь первый шаг в налаживании реального взаимодействия на этом направлении. По нашему убеждению, необходимо поработать и над другими комплексными мерами с целью формирования антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана, особенно с учетом связи наркотрафика с терроризмом.

Отвечая на вопрос журналистов о сложностях во взаимоотношениях России и НАТО, Михаил Камынин отметил: «в отношениях Россия-НАТО существует ряд проблемных вопросов».

— Так, нас не может устраивать ситуация, сложившаяся вокруг ратификации адаптированного ДОВСЕ, который является краеугольным камнем европейской безопасности и материальной основой отношений Россия-НАТО — это тема для серьезного разговора на третьей Конференции по обзору выполнения ДОВСЕ в конце мая сего года в Вене, — подчеркнул официальный представитель российского внешнеполитического ведомства. — Договор в его нынешнем виде, формально оставаясь в силе, перестал соответствовать современным европейским реалиям. Спасти договорный режим может лишь скорейшая ратификация Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Однако страны-члены альянса до сих пор не приступили к его ратификации, увязывая начало этой процедуры с выполнением Россией всех т.н. стамбульских обязательств. Эту увязку считаем неправомерной и контрпродуктивной. Кроме того, в Стамбуле в 1999 г. страны НАТО взяли обязательство «оперативно предпринять усилия для содействия завершению национальных процедур ратификации, с тем чтобы Соглашение об адаптации могло вступить в силу как можно скорее». Это обязательство должно выполняться.