Турция и РФ могут реализовать ряд совместных энергетических проектов

25 апреля 10:54

«У нас очень большой потенциал для развития сотрудничества. Мы можем вместе заняться поиском нефти и газа в Черном море, которое является очень перспективным с точки зрения запасов энергоносителей. В реализации таких проектов могут принять участие третьи страны», — сказал Памир в интервью. — Мы можем подумать и над реализацией совместных проектов в Евразии, в Ираке и Иране».

По его мнению, Турция и Россия могут также поставлять природный газ на рынки третьих стран, в частности на Ближний Восток, что особенно актуально с учетом излишков у турецкой стороны российского топлива.

«У нас очень большие излишки газа. К 2010 году Турция в год будет получать по различным контрактам около 50 миллиардов кубометров газа. Реально же она будет расходовать около 40 миллиардов кубометров», — заметил эксперт.

Турция получает российский газ по двум направлениям: Балканскому транзитному коридору и трансчерноморской магистрали «Голубой поток». По прогнозам экспертов, потребление Турцией природного газа, импортируемого из России, к 2015 году может достичь 30 миллиардов кубометров в год.

«Турция на 65% зависит в газе от России. Это серьезная стратегическая зависимость. У турецкой стороны образуются излишки газа, но при этом у нее нет права на реэкспорт, и она не может поставлять избыточное топливо в третьи страны», — подчеркнул главный координатор Центра стратегических исследований Евразии.

«Трубопроводы можно продлить до Ближнего Востока, в частности до Израиля. Давайте продавать газ третьим странам, поставлять его на Север и на Юг. Тогда Турция сможет вздохнуть с облегчением, так как избавится от бремени лишнего газа», — отметил собеседник.

При этом Памир добавил, что только в прошлом году Турция заплатила за импорт газа и нефти около $19 миллиардов.

Перспективным, по мнению эксперта, является и нефтяной проект Самсун-Джейхан, однако он может быть рентабельным только в случае перекачки через него российской нефти. Он, как и другой амбициозный проект Баку-Тбилиси-Джейхан, который планируется сдать в эксплуатацию 27 мая, позволит в определенной мере снизить «нефтяную нагрузку» на черноморские проливы, убежден Памир.

«В настоящее время в год через зону проливов перевозится около 150 миллионов тонн нефти. Проливы (Босфор и Дарданеллы) уже не в состоянии выдержать такую нагрузку, а к 2010 году, по прогнозам, через них будет перевозиться около 200 миллионов тонн нефти», — подчеркнул собеседник агентства.

«Угроза экологических катастроф, с которой каждый день сталкиваются проливы, является общей — Турции, России и стран Черноморского бассейна. Авария нефтяного танкера в проливной зоне может привести к непредсказуемым последствиям для Стамбула, его жителей и экологии», — сказал Памир.

По материалам РИА Новости