ФТС РФ о совещании координационной группы по совершенствованию государственного контроля в пунктах пропуска
Как сообщили ИА «Национальные интересы» в пресс-службе Федеральной таможенной службы Украины, первым местом, где это произойдет, должен стать МАПП «Бурачки» Себежской таможни, расположенный на границе с Латвией. Это будет осуществлено в рамках исполнения решения Государственной пограничной комиссии от 31 мая 2005 года по оптимизации контрольных функций, повышению пропускной способности пограничных пунктов пропуска.
Об этом шла речь на совещании межведомственной координационной группы во главе с первым заместителем руководителя ФТС генерал-полковником таможенной службы Владимиром Александровичем Шамаховым, в которую кроме ФТС России входят представители ФСБ России, Министерства транспорта (Минтранса России), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора). Данное совещание состоялось 18 апреля 2006 года на МАПП «Бурачки» Себежской таможни (Псковская область).
На совещании отмечалось, что в условиях либерализации внешней торговли, постоянно увеличивающегося грузооборота наиболее актуальным вопросом становится скорость прохождения грузов через границу. Пока что этот показатель остаётся невысоким. Дело в том, что проектная пропускная способность таможенных постов не соответствует возрастающему потоку грузовых и легковых транспортных средств. К примеру, на МАПП «Бурачки» по сравнению с 1996 годом количество проследовавших через границу грузовых автомобилей в 2005 году возросло с 49 тысяч до 213 тысяч, рост составляет 435%.
Не менее важным остается на сегодня и организация государственного контроля по новой схеме с размещением непосредственно на линии движения пунктов пропуска только двух служб – таможенной и пограничной. Поэтому в самое ближайшее время будут осуществляться меры по введению системы интегрированного контроля на государственной границе Российской Федерации. В рамках этого намечены мероприятия по внедрению современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, созданию единой информационной базы данных всех контролирующих органов, а также созданию необходимых условий для работы контролирующих органов вне линии движения пунктов пропуска.
Таким образом, создается принципиально новая система организации таможенного контроля и таможенного оформления, которая предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль).
Одновременно важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, что позволит повысить эффективность взаимодействия контролирующих органов, а также обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единого государственного органа, отвечающего за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.
Реализация этого пилотного проекта будет осуществляться в пункте пропуска «Бурачки». Цель проекта — модернизация таможенного поста для работы в новых условиях, внедрение полученных результатов впоследствии в широкую практику деятельности в масштабах всей страны.
Столь пристальное внимание к «Бурачкам» связано с тем, что Евросоюз в экономическом взаимодействии с Россией приоритетным направлением считает латвийское. Уже сейчас из трёх прибалтийских республик на долю Латвии приходится 45 процентов транзитного грузооборота, Литвы и Эстонии 35 и 19 процентов соответственно. Поэтому ФТС России выделены средства на его модернизацию. В 2006 году на МАПП «Бурачки» будет начато строительство инспеционно-досмотрового комплекса.
Новая схема организации контроля грузов уже отрабатывается себежскими таможенниками: вводится предварительное информирование, декларирование товаров осуществляется в электронном режиме.
В будущем в «одно окно» на общий сервер в единую информационную базу в режиме реального времени будет «стекаться» вся документация всех контролирующих служб. На тот случай, если у таможенного инспектора возникнут сомнения по поводу лицензии или сертификата, либо подделки документов, есть возможность пригласить эксперта контролирующей службы, проверить представленные данные с помощью внедряемой системы предварительного декларирования и управления рисками. Это уже сложившаяся мировая практика работы, когда контролирующие службы располагаются вместе с лабораториями вне таможенной зоны. За счет этих мер можно значительно облегчить процедуры таможенного контроля и снизить время их прохождения с 2-х – 5-ти часов до 25-30 минут в зависимости от конкретных условий ввоза товара.
В соответствии с Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации использование для таможенных целей информации о товарах из зарубежных стран в рамках внедрения предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, обеспечения информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных государств резко сократит возможность фальсификации документов для таможенных целей, их недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости.
В 2006-2008 годах на таможенных постах будет продолжена работа по разработке и внедрению современных информационных таможенных технологий. Именно на этом акцентировали внимание собравшихся выступившие руководители служб и подразделений Федеральной таможенной службы и Северо-Западного таможенного управления. Создание условий для расширения применения предварительного информирования и электронного декларирования, расширение сферы применения системы управления рисками в сочетании с контролем на основе методов аудита позволит минимизировать влияние человеческого фактора и сделать систему организации таможенного контроля и таможенного оформления одинаково прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.
По итогам проведенного совещания, с учётом всех предложений и мнений, было достигнуто принципиальное согласие о преодолении межведомственных противоречий. При утверждении типовой технологической схемы пункта пропуска, участники совещания высказали полное взаимопонимание по вопросу важности и необходимости реализации мероприятий по совершенствованию государственного контроля на пунктах пропуска, подписан соответствующий протокол. Теперь главной задачей становится отработка практического межведомственного взаимодействия представителей всех контролирующих и надзирающих служб.