Индийский «кокосовый рай» выбирает правительство
Утопающий в пальмах индийский южный штат Керала, что в переводе означает «страна кокосов», выбирает новый парламент и правительство.
Главные конкуренты очевидны — коалиция Левый Демократический Фронт во главе с коммунистами и Объединенный Демократический Фронт под предводительством Индийского Национального Конгресса. В центре Конгресс и левые сформировали единый правительственный альянс, в регионах они — непримиримые соперники.
Возможно, это случайное совпадение, что голосование, которое в Индии традиционно проходит в несколько туров, начнется в этом штате с 32-миллионным населением именно 22 апреля, в день рождения вождя мирового пролетариата. Керала входит в «красный пояс» Индии, где у руля довольно прочно стоят коммунисты.
Прошлые выборы левые проиграли Конгрессу, которым руководит популярная Соня Ганди. Сейчас они готовы взять реванш — над Тривандрумом, столицей штата, победно реют красные флаги, в народе преобладают левые настроения, эксперты прочат коммунистам триумф.
«Хватит, эта либерализация нам ничего хорошего не дала. Жизнь стала хуже. Народ в этот раз проголосует за коммунистов», — убежден Тареш, заготовитель дров. Забравшись на пальму, он огромным тесаком обрубает подсохшие ветви, на которых потом готовят еду. Рядовой избиратель в Керале носит разноцветные дхоти — нечто среднее между юбкой и набедренной повязкой.
Аграрный штат терпел убытки в последние годы из-за непогоды, неурожая и падения мировых цен на выращиваемые здесь сельскохозяйственные культуры.
За время между двумя избирательными кампаниями около полутора тысяч разорившихся фермеров покончили с собой, чтобы таким образом снять со своей семьи бремя невозвратного банковского кредита. Сейчас это главный козырь в агитационной кампании Левого фронта.
«Власти распродают нашу землю богачам под гостиницы и курорты, а крестьянин теперь не может купить себе и клочка земли», — негодует Раджендра Тулга, мелкий фермер, выращивающий бананы.
«Соня (Ганди) — хороший человек, но она далеко», — добавляет Тулга.
Бананово-кокосовая Керала, омываемая водами океана, стала популярным международным курортом всего 15 лет назад. С тех пор цена за акр земли в прибрежной полосе выросла с 500 рупий до одного миллиона.
Портреты лидеров партий в Тривандруме и близлежащих деревнях любят вывешивать в одном ряду с рекламными постерами кинотеатров. Поначалу непросто разобраться, кто здесь кандидат, а кто киногерой. Разве что на плакатах политики кажутся нейтральными, а звезды Болливуда наносят противнику сокрушительные удары, или выхватывают мечи.
Однако в жизни избирательные политические баталии еще и «переплюнут» болливудские сюжеты. Потасовки, а то и перестрелки между активистами конкурирующих сторон — явление самое обычное в региональных кампаниях, и Керала не представляет исключения. Кулачные бои с метанием камней нередки даже в рядах союзников и даже членов одной и той же партии, не сошедшихся во взглядах на тактические маневры.
Харизматичная лидер левой молодежной организации, пострадавшая во время разгона полицией студенческой демонстрации, сейчас выходит в массы, опираясь на костыль, однако призывы ее звучат еще напористей.
Око за око — и автомобиль кандидата от Конгресса забросали камнями.
«Индия — не только самая большая, но и самая шумная в мире демократия», — не без оснований говорят индийцы.
Азарт кампании понятен — региональные правительства гораздо в большей мере определяют жизнь штатов, нежели центр.
«У нас очень много безработных молодых людей, получивших высшее образование. Высокая грамотность и отсутствие рабочих мест — гремучая смесь. Молодежь очень активна и за неимением работы почитывает Маркса», — сетует представитель местного правительства.
Солнечная Керала — первая точка на земле, где после ухода британцев левые пришли к власти мирным демократическим путем на честных выборах, говорят наблюдатели. В этом городе живут мужчины, которых родители наградили именами Ленин, Сталин и даже Горбачев. «Кокосовый коммунизм» дал Керале почти всеобщую грамотность и финансовую поддержку крестьянам.
Однако патриархальная система консервируется тем, что крупнейшие корпорации не задерживаются взглядом на кокосовом рае. Вот почему несколько миллионов специалистов из Кералы вынуждены мигрировать в нефтяные страны Персидского залива в поисках заработка.
«Нам не нужны такие заводы, где рабочие время от времени поднимают красные флаги и требуют повышения заработной платы без повышения производительности труда. Левые профсоюзы очень сильны, однако они не хотя понимать глобальную экономическую ситуацию и то, что крупные компании открывают тысячи рабочих мест со стабильным доходом», — говорит РИА Новости Вирмани — один из менеджеров «ТАТА групп», столпа индийской индустрии.
«Все поглощающие мультинациональные компании и капиталисты несут гораздо больше вреда нации», — парирует подобные упреки член политбюро Компартии в Керале Рамачандран Пиллаи в заявлении для СМИ.
Впрочем, промышленники замечают, что правительства индийского «красного пояса» мутируют в последнее время, несмотря на все ту же непримиримую марксистскую риторику. В Калькутте, «столице» индийского пролетариата, собирающей многотысячные «антиимпериалистические» протесты, власти в нынешнюю избирательную кампанию заявили, что распахивают двери «буржуям» , готовым строить здесь предприятия.
Выборы в Индии всегда проходят активно. Избиратели терпеливо стоят в очередях под палящим солнцем, чтобы отдать свой голос. Явка на юге страны составляет в среднем до 70%. Впрочем, и здесь, как и везде в мире, есть скептики, не верящие никаким политикам.
«С тех пор, как мама подарила мне этот свет, я ни разу не голосовал», — утверждает Тангапан.
Тангапан вытачивает фигурки индуистских богов и продает их туристам. Раньше он торговал прямо на пляже, а потом под банковский кредит арендовал лавчонку в престижном курортном местечке. На полках рядами расставлены слоноподобные Ганеши, ласковые Кришны, грозные Шивы и прочие многорукие боги и богини. Жить стало легче — каменные поделки не надо таскать на горбу.
«Я не верю никаким политикам, да и чем они могут мне помочь? Вот, смотри, что дает мне энергию и счастье», — заговорщицки говорит Тангапан.
Он достает какую-то коробочку с полки, долго и очень осторожно ее раскрывает и вставляет содержимое в розетку. Лавчонку заполняет бесконечно повторяющаяся мантра из трех слов в честь бога Шивы — «ом-манэ-Шива-а».
Глаза сухощавого старичка загораются, и он выкрикивает «й-я-а!», потрясая согнутыми в локтях руками с сжатыми кулаками и напрягая бицепсы в точности так, как это делают русские мужики, желающие продемонстрировать мощь и удаль.
На всякий случай Керала, родина горячих южных парней, уже объявила 48-часовой мораторий на продажу спиртного в канун голосования.
По материалам РИА Новости