Иранская ядерная проблема: взгляд из России

13 апреля 18:27

Большинство же независимых российских экспертов придерживаются более радикальных позиций.

«На сегодняшний день отсутствуют какие-либо реальные основания не только использования силы против Ирана, но и даже введения против него экономических санкций. В этих условиях начинать войну против Тегерана –международный произвол». Так считает эксперт Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев, представлявший на днях Россию на публичном политическом форуме по иранской проблематике в Вашингтонском институте ближневосточной политики.

В частности, напоминает он, Северная Корея вышла из ДНЯО и объявила о создании собственного ядерного оружия, но это не привело к использованию против нее военной силы. Почему, в таком случае, сила должна быть применена против Ирана? На основе всего лишь одних подозрений?

Далее, США и Запад в целом хотят воспрепятствовать строительству в Иране ключевых звеньев полного ядерного топливного цикла. Однако на каком основании? Ведь существующая международно-правовая база, основу которой составляют Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и гарантии МАГАТЭ, позволяет только контролировать сам процесс создания такого цикла.

Как отметил Евсеев, ряд экспертов не без оснований считает, что политика Вашингтона в области ядерного нераспространения, в значительной степени, базируется на «двойных стандартах». Особенно эти опасения стали заметны после подписания американо-индийского договора о сотрудничестве в ядерной области, который фактически (хотя не вполне формально) подтвердил статус Индии как ядерного государства. Это притом, что Индия не является членом ДНЯО, в 1998 году провела испытания собственного ядерного оружия. Здесь возникает впечатление, что США хотели бы с помощью Дели проводить политику сдерживания Пекина и изоляции Тегерана. Неслучайно, надо полагать, Вашингтон неофициально, но довольно активно настаивает на приостановке контракта по строительству газопровода из Ирана в Индию через Пакистан.

Есть ли выход из этой фактически тупиковой ситуации?

Российские эксперты считают, что нынешний формат переговоров Иран – «евротройка» (Великобритания, Германия и Франция, представляющие ЕС) себя исчерпал. Стороны не готовы идти на компромиссы, а вопрос о предоставлении Тегерану негативных гарантий безопасности (то есть обязательства не нападать) или его членства в ВТО не может быть решен без участия Вашингтона. С другой стороны, Москва и Пекин не могут самостоятельно решить иранскую ядерную проблему ввиду ограниченности своего влияния, а Вашингтон не готов к прямым двухсторонним переговорам с Тегераном.

Выход один — расширить состав участников переговоров за счет России, Китая и США, и всем сторонам подготовить согласованный пакет предложений. Перед нами нечто вроде копии шестистороннего формата переговоров по корейской атомной проблеме, которые хотя и не привели пока к результату, но удерживают ситуацию в приемлемых для всех мирных рамках.

Со стороны США, которым, по выражению директора Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, «уже давно пора перестать морщить нос в адрес Ирана, а сесть с ним за стол переговоров», – тут потребуется предоставление Ирану «негативных» гарантий безопасности и гарантий будущей нормализации взаимоотношений.

Со стороны ЕС вкладом могло бы стать предоставление Тегерану значительных инвестиций и технологий, в первую очередь для нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности.

Со стороны России – строительство атомных электростанций, поставки топлива, вывоз отработанного ядерного топлива и продажа оборонительных вооружений.

Со стороны Китая – гарантированные закупки значительных объемов нефти.

И, наконец, со стороны Ирана – ратификация Дополнительного протокола к ДНЯО от 1997 года, временный мораторий на проведение работ в области обогащения урана в промышленных масштабах, длительный мораторий на проведение любых работ по плутониевой программе, предоставление МАГАТЭ полной информации по всей ранее проводившейся деятельности в ядерной области.

Арбатов и Евсеев считают также целесообразным рассмотреть такую форму сотрудничества, в рамках которой все новые комплексы ядерного топливного цикла (обогащение урана, переработка отработанного топлива и выделение плутония) будут создаваться только под международным управлением. В дальнейшей же перспективе можно было бы постепенно передать ключевые звенья полного топливного цикла всех стран (как ядерных, так и безъядерных) под международное управление и полный контроль со стороны МАГАТЭ, а также заключить конвенцию о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях.

Любые технологии полного топливного цикла, приобретенные неядерным государством в рамках ДНЯО, подлежали бы возврату или ликвидации под контролем МАГАТЭ в случае выхода этого государства из Договора. Только эти меры позволят в значительной степени снизить остроту иранской ядерной проблемы и избежать подобных кризисных ситуаций в будущем с другими странами-участниками ДНЯО.

По материалам РИА Новости