Адамов сидит за $30 млн. Обнародованы обвинения бывшему министру атомной энергии

06 апреля 13:21

На заседании, на котором впервые после экстрадиции из Швейцарии перед публикой предстал сам отставной чиновник, Генпрокуратура огласила свои претензии к Адамову, до того остававшиеся тайной для общественности. Выяснилось, экс-министр обвиняется в хищениях «в составе организованной группы» свыше 30 миллионов долларов.

Адамов был выдан России 31 декабря прошлого года после 11-месячного пребывания в швейцарской тюрьме, где он оказался по требованию американской прокуратуры, заподозрившей бывшего министра в хищении почти 10 млн. долларов. Швейцарцы отдали предпочтение запросу российской Генпрокуратуры, также представившей в Берн свои материалы на Адамова. Тогда много говорили, что это лишь хитрый ход, позволивший не допустить выдачи секретоносителя американцам, а по прибытии на родину чиновник будет вскоре освобожден. Однако вчерашнее заседание суда показало, что все обстоит гораздо серьезнее.

В Басманный суд, где рассматривалось ходатайство Генпрокуратуры о продлении на два месяца срока содержания Адамова под стражей, его доставили из специзолятора 99/1 (находится на территории «Матросской Тишины». — «Газета»). Бывший чиновник, одетый в помятые голубые джинсы и спортивный джемпер, вовсе не выглядел как официальное лицо. Вместе с адвокатом Адамова Тимофеем Гридневым в суд приехал президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник.

Как следовало из озвученных документов Генпрокуратуры, Адамов в 1998 году, находясь на посту министра, вступил «в преступный сговор с рядом лиц, в числе которых был его первый заместитель Виноградов, а также генеральный директор ОАО «Техснабэкспорт» Фрайштут». С августа по декабрь 1999 года Адамов давал своим подчиненным указания о передаче в собственность частной американской компании ТКСТ (здесь и далее указана русская транскрипция, как это значится в материалах дела. — «Газета») 62% акций СП «Глоуб нуклеар сервисез энд сапплайт, лимитед», созданного для торговли ураном, металлами и химической продукцией на рынках других стран. Затем пакет акций был перепродан еще одной американской фирме ТЕКАИ.

«В результате преступных действий Адамов и члены организованной группы завладели 62% акций «Глоуб», — говорится в обвинении. — А ОАО «Техснабэкспорт» и АООТ «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ранее являлись владельцами 49,13% акций) лишились дивидендов от акций, которые составили более 31 млн. долларов». Данная сумма, как утверждает Генпрокуратура, «была присвоена и использована участниками организованной группы за пределами России». Что касается обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями, то оно, по мнению следствия, выразилось в том, что Адамов дал незаконное указание заключить контракт, в соответствии с которым компании «Глоуб» был прощен долг за поставленные ранее и неоплаченные ядерные материалы на сумму более 113 млн. долларов.

В ответ на просьбу прокуратуры оставить Адамова под стражей, адвокаты указали массу причин, почему этого делать не следует. Выяснилось, что экс-министр страдает хроническими заболеваниями, что он являлся министром при шести правительствах, имеет государственные награды и внес огромный вклад в развитие атомной энергетики. Кроме того, его поручителями готовы выступить весьма достойные люди, включая Иосифа Кобзона. «Он может скрыться либо принять меры для сокрытия и уничтожения собранных доказательств, а также оказать давление на свидетелей», — в ответ заявил представитель Генпрокуратуры Антон Тронин. По мнению прокурора, находясь на свободе, Адамов, несомненно, «попытается применить все свои рычаги влияния». «Эти утверждения голословны! — тут же парировал адвокат Гриднев. — Адамов несколько месяцев предпринимал попытки вернуться на родину, предстать перед судом и ответить на все вопросы. Адамов — высокопорядочный человек, жизненный путь которого это подтверждает».

Выступивший следом Генри Резник апеллировал к преклонному возрасту и плохому состоянию здоровья своего клиента и затем предъявил главный козырь. «Прокуратура была лишь орудием схемы по вызволению Адамова (из Швейцарии. — «Газета»), которую разработало высшее руководство страны. А теперь прокуратура подменяет цели?!» — воскликнул защитник.

Речь самого арестованного была очень эмоциональной. «Я хочу публично сказать, что обвинения не признаю, — заявил он. — Ни в этих, ни в других преступлениях я не виновен. Не виновен не только я, но и фигурирующие в обвинении люди. Это никакая не организованная группа, а элитные специалисты в отрасли, лучшие профессионалы. Хочу дать слово, что не намерен ни скрываться, ни сбегать».

Однако несмотря на все доводы арестованного суд спустя час признал ходатайство следствия подлежащим удовлетворению. «Это обычное решение для Басманного суда, — так со скамьи подсудимых прокомментировал исход дела экс-министр. — У суда была возможность развеять свой печальный имидж, но он этим не воспользовался».

«Мы будем не только добиваться полной реабилитации Адамова, но и того, чтобы авторы обвинений поменялись с ним местами», — в свою очередь заявил Генри Резник.

По материалам «Власти»