Тимошенко настаивает: Украине не нужны газовые посредники.

20 февраля 2006 10:44

Юлия Тимошенко отвергла обвинение в том, что якобы она лоббировала введение «Итеры» вместо «РОСУКРЕНЕРГО» в качестве посредника в схему снабжения газа в Украину.
«Никогда в жизни ни я, ни Шаго не ставили подписи ни под одним документом, который лоббирует «Итеру». У меня нет никакого сотрудничества с «Итерой». Я считаю, что вообще не должны существовать посредники между Украиной и Россией или Украиной и Туркменистаном», — сказала она, комментируя упреки относительно того, что ее соратник Евгений Шаго будто поставил свою подпись под проектом соглашения между Украиной и Туркменией с «Итерой» вместо «РОСУКРЕНЕРГО» в качестве посредника.
«Я думаю, что при большом желании некоторых моих соратников в «померанчевом» лагере можно найти мою подпись и под приказом об организации взрыва на Чернобыльской АЭС, или о том, что я лоббировала Переяславское соглашение 1654 года», — прибавила Юлия Владимировна.
Юлия Тимошенко подтвердила, что с представителями «Итеры» она действительно знакома: «Мы были конкурентами в бизнесе. Когда-то давно, в минувшей жизни».
По просьбе она также прокомментировала вопрос об основателях «РОСУКРЕНЕРГО».
«РосУкрЭнерго» было основано в 2004 году под эгидой Кучмы и Януковича. Уполномоченными от Кучмы стали три человека: Бойко, который возглавлял «Нафтогаз», его заместитель Воронин, которого я освободила от должности, и который снова возвратился после моей отставки. Также во всех переговорах принимал участие Фирташ, — рассказала Юлия Тимошенко. — Понятно, что была построенная система, которая выкачивала из газового рынка Украины огромные деньги. Происходило это потому, что сдавали интересы Украины, ведь рождались прибыли «РОСУКРЕНЕРГО» за счет Украины».
Слухи относительно попыток найти общий язык с Фирташем Тимошенко прокомментировала так: «Меня старались убедить, что в Украине должен работать «РОСУКРЕНЕРГО», но быстро поняли, что это абсолютно бесперспективное дело. Разговоры не состоялось. Я четко сказала, что посредники нам не нужны в системе обеспечения Украины газом».
Она также ответила на вопрос, кто стоит за «РОСУКРЕНЕРГО» уже при новой власти: «При мне, когда я была премьер-министром, Виктор Ющенко поручил решать газовые вопросы Ивченку, Третьякову, потом присоединились Порошенко и Мартиненко. Это также была общеизвестная для всего правительства информация. Просьба не заниматься газом звучали от Президента при личных встречах. Были и письменные поручения, которые ставили правительство на место, когда он затрагивал тему газа».
Юлия Тимошенко рассказала, что неоднократно спрашивала у Президента, почему он запрещает главе правительства заниматься газом, но не получила ответа. «Много раз я обращалась к Президенту с просьбой дать разрешение на командировку по вопросам газа в Туркменистан, Казахстан, Узбекистан… Мне ответили, что командировки не подпишут, так как этим занимаются совсем другие люди, и Президент взял на себя ответственность за все, что связан с газом. Он сказал: «Я буду лично заниматься этими вопросами, и участие премьер-министра в этом не нужно», — прибавила она, указав, что тогда у нее сложилось впечатление, что «РОСУКРЕНЕРГО» получило новую крышу».
Впрочем, Юлия Владимировна думает, что теперь «РОСУКРЕНЕРГО» постепенно будет удалено с отношений между Россией и Украиной «с одной причины: эта история стала достоянием всего мира».
«Только ленивый эксперт на Западе не пишет, что газовые договоренности — это позор для Украины. Даже наши члены правительства понимают, что этот сильный деликатный вопрос, связанный с мегакоррупцией, и намекают об этом всеми возможными способами», — указала она.
«Слушайте, у нас подписанная целая мусорная корзина абсолютно идиотских соглашений по газу с «РОСУКРЕНЕРГО». Ни я, ни люди, которые со мной работают, никогда бы такого не допустили. Сотрудничество с инвесторами, которые бы хотели вести какие-то большие проекты в Украине, может происходить в равной среде для всех, — заявил экс-премьер. — И если нужное привлечение услуг бизнесов-структур, то это может происходить только на условиях конкурса — прозрачно. И никто не должен определять подстрочника в ручном режиме».
«Хотя в системе газа нам вообще посредник не нужен — ни в купле газа, ни в его транспортировании, — подчеркнула Юлия Тимошенко. — Все это может делать «Нафтогаз».