23.09.2019 22:33

Музеи вступают в борьбу за свободное время граждан

16:11 19 декабря 2011

Музеи меняются. Некогда пустые залы музеев превращаются в центры отдыха, места для развлечений и повышения образования. Такая трансформация стоит немалых денег.

Спонсорами самых известных музеев мира становятся не менее известные мировые компании. «Эрмитаж», например, с 1997 года сотрудничает с компанией IBM. С помощью этой фирмы создан сайт музея, на котором через Интернет можно совершить виртуальную экскурсию по залам, рассмотреть во всех подробностях отдельные экспонаты. В масштабный международный проект вылилось создание виртуальных филиалов Государственного Русского музея, партнером которого является российская корпорация «Система». Уже открыто 65 центров в России и 30 за рубежом. Посетители виртуального филиала могут совершать экскурсии по дворцам музея, смотреть его экспонаты и исторические материалы, сообщают «Новые Известия».

Массивы музейной информации сегодня становятся важными элементами рекламы туристических программ, гости заранее могут узнать, какие открытия их ожидают при посещении городских музеев. Помочь привлечению в музеи молодежи призваны динамичность и интерактивность экспозиций. Здесь огромное поле для творческих поисков. В Калининграде, например, изображения на экранах соединяют реальную брусчатку у ворот музея и ее изображение на старых довоенных фотографиях Кенигсберга. Посетитель погружается в атмосферу давно ушедших лет, видя и слыша, как скрипят телеги, цокают каблучки проходящих дам, смеются дети. Канадский музей науки и технологии в городе Оттава ежедневно проводит несколько интерактивных представлений (темы: криогеника, электричество и др.) В музей ходят семьями для участия в аттракционах на научную тематику.

Молодое поколение все хуже воспринимает статичное искусство, в частности живопись, им легче воспринимать прекрасное, когда оно преподносится языком высоких технологий. Что может дать музею мультимедиа? Свободу выбора для посетителя, вовлечение его в игру, активное участие в выставке, показ явлений и процессов, которые трудно наблюдать в реальной жизни. В Русском музее это позволяет сделать мультимедийный центр, появившийся при поддержке АФК «Система». Уникальный центр, аналогов которому нет в России, расположился в отреставрированном западном павильоне – кордегардии Михайловского замка (на фото). Оператор – музейный работник или сам посетитель при помощи touch-панели получает доступ к любой картине и может продемонстрировать на восьмиметровом экране каждый ее элемент, вплоть до отдельного мазка кисти. Для хранения картин в таком высоком качестве используется специальная пирамидальная многоуровневая схема, в которой картина разбивается на тысячи отдельных сегментов. Система управления позволяет не только получать информацию о любом произведении из музейного собрания, но и увеличить или уменьшить изображение, повернуть, сравнить изображения, поместив их рядом на экране. Посетители центра открывают неизвестные стороны музейной деятельности и художественного творчества, ощущают себя на время в роли музейного хранителя, реставратора, экспозиционера.

В планах музея и АФК «Система» – создание на базе мультимедийного центра телестудии, где будет создаваться контент с использованием элементов виртуальной реальности для трансляции в Интернете. Ведь именно из Интернета, по данным экспертов, 70% любителей искусства получают содержательную информацию о музейных экспонатах.

Жизнь подталкивает общество к осознанию роли культуры как базовой ценности, скрепляющей людей и государства. Особенно культуры национальной, связанной с историческими корнями народа. Коллекция Русского музея – более 400 тыс. экспонатов – сравнима с коллекцией Лувра и заслуживает такого же высокого уровня технического «обрамления».