В Санкт-Петербурге закупили реагент, который мог стать причиной массовой аварии на уральской трассе
В зимнем сезоне 2011-2012 Санкт-Петербург будет использовать реагент «Бионорд». Об этом сообщила главный технолог ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" Ольга Рублевская на Круглом столе "Современные методы зимнего содержания дорог", прошедшем в РИА «НОВОСТИ».
Как следует из технических условий производителя Уральского завода противогололедных материалов (ТУ 2149-009-93988694-2007), реагент имеет состав такой вариативности, что под определение «Бионорд» подходит практически любая смесь из любых химических и фрикционных материалов, а также содержит вредные для здоровья и экологии формиат натрия, калия и карбамид (мочевину).
Заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрий Хомяков заявил о недопустимости использования подобных добавок в городах. Он, в частности, сказал: «Кроме хлористого натрия и хлористого кальция в мегаполисах иные компоненты в составе противогололедных реагентов применять нецелесообразно и иногда вообще запрещено, например, все биогенные элементы. Все биогены, особенно азот, надо из состава реагентов категорически исключить, их недопустимо использовать на территории города. Иначе водоочистка вынуждена будет ставить дополнительные сооружения для доочистки стоков от биогенов. А это весьма затратная работа».
Ведущий научный сотрудник НИИ химических реактивов и особо чистых химических веществ Юрий Орлов прокомментировал ситуацию в Санкт-Петербурге: «В состав реагентов иногда включают и мочевину, и хлористый калий, и ставший почему-то очень модным в последнее время формиат натрия, как, например, в «БИОНОРД», который по своей сути является грубым и вредным для жителей суррогатом».
Начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Александр Качкин в своем выступлении отметил, что для борьбы с гололедом в последние годы в городе применялась исключительно техническая соль (хлорид натрия). Она безопасна, если использовать ее в допустимых дозах. Однако Качкин признал, что иногда петербургские дорожники вместо 30 грамм соли на квадратный метр, как положено по регламенту, сыплют по 170 грамм, а, может быть, и побольше. «Это вопрос к контрольным службам», — заявил А. Качкин.
Начальник научно-исследовательского комплекса "Экология и промышленная безопасность" ФГУП РНЦ Борис Ласкин сообщил, что профильный комитет городской администрации не утруждает себя применением даже тех реагентов, которые показали свою эффективность. Борис Ласкин рассказал, что ранее институт выступил с предложением усовершенствовать систему борьбы с гололедом, были проведены эксперименты на улицах города, демонстрирующие эффективность предложенных материалов. «Но на этом все и прекратилось. Мы сделали соответствующий отчет и описания, но получили только объяснения устного характера", — сообщил Ласкин.
Сопредседатель Союза общественных экологических организаций Андрей Фролов представил участникам мероприятия результаты совместного исследования, проведенного московскими экологами и экспертами МОЦ "За безопасность российских дорог", по результатам которого был составлен рейтинг безопасности российских дорог. За девять месяцев 2011 года в России погибло более 19 тыс. человек, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По мнению А. Фролова, решения администрации города о ликвидации снега и наледи с улично-дорожной сети должны опираться на положения хорошо проработанной концепции, которая бы учитывала тот факт, что снег не просто является "бедствием, от которого надо избавиться, а еще и природным ресурсом".
Руководитель Центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев: «Применение реагентов с сомнительными примесями ведет к непредсказуемым последствиям на дорогах. Посмотрите последние сообщения из Екатеринбурга о "Бионорде". После применения реагента Новокольцовская трасса оказалась залита кашей из растаявшего снега и грязи. Попадая на лобовое стекло, эта грязь надежно к нему прилипала и любые попытки смыть водой или дворниками приводили к образованию сплошной белой пленки, видимость через которую была нулевая. Автомобилисты, опасаясь попасть в ДТП, вынуждены останавливаться и стирать эту пленку вручную».
Справка. МОЦ «За безопасность российских дорог» создан в 2007 году. Задача центра — способствовать развитию современных технологий строительства и содержания дорог, содействовать сокращению количества ДТП, сохранению жизней и здоровья пешеходов и автовладельцев. Центр имеет представительства в Санкт-Петербурге, Перми, Хабаровске и Костроме.