22.09.2019 17:17

Иностранные студенты в России: эпоха реформирования российского образования (2001–2011 годы)

22:29 06 декабря 2011

Последнее десятилетие показывает, что престиж российского высшего образования среди иностранных граждан растет. Период экономических трудностей для России позади, а ее высшее образование смогло сохранить свой высокий уровень и фундаментальный подход к обучению, оставаясь при этом значительно дешевле, чем высшее образование в странах Западной Европы или США.

Если говорить о цифрах, то, по данным Министерства образования и науки РФ, сегодня в российских вузах в общей сложности обучается свыше 100 тыс. иностранных студентов, из них подавляющее большинство – на коммерческой основе, меньшая часть – за счет квоты из федерального бюджета. Возможность бесплатного обучения (наряду с коммерческим) установлена рядом межправительственных и других договоров. Учащиеся прибывают в Россию в основном из стран СНГ, далее следуют государства Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Министерство образования и науки РФ прогнозирует рост числа иностранных студентов в России (и удельный вес среди них граждан стран Западной Европы и США), что связано с повышением качества российского образования, его ориентацией на рынок труда, расширением научно-исследовательской базы, созданием комфортных условий проживания и обучения иностранцев. Для этого в течение последнего десятилетия российским правительством и Министерством образования и науки РФ было сделано очень многое.

Российская Федерация присоединилась к трем европейским конвенциям в сфере образования:

– «Об эквивалентности сроков университетского образования»;

– «Об эквивалентности дипломов среднего образования»;

– «Об академическом признании университетских квалификаций».

Кроме того, российское правительство подписало большое количество двусторонних международных договоров о взаимном признании дипломов с целым рядом стран СНГ, Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу (вслед за 46 европейскими странами), цель которого – создание единого образовательного пространства в Европе, максимальное сближение национальных систем образования и подготовка специалистов в соответствии с запросами европейского рынка труда. Это позволяет студентам и выпускникам российских вузов активно участвовать в европейских научно-исследовательских проектах, а также продолжать обучение в вузах государств – участников Болонского процесса.

За последние восемь лет российская система образования была кардинально реформирована, для того чтобы максимально соответствовать требованиям Болонской конвенции и стать полноправным членом общеевропейского образовательного пространства. В результате реформ:

– осуществлен переход на общеевропейскую двухуровневую систему образования: бакалавриат плюс магистратура;

– приняты единые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, что стимулировало вузы, недотягивающие до приемлемого уровня, либо работать эффективнее, либо прекратить свое существование, в соответствии с законами рынка;

– ежегодно вузы участвуют в конкурсах инновационных программ обучения, что также поддерживает здоровую конкуренцию между ними;

– введена европейская система оценок и система зачетных единиц (позволяющая засчитывать студенту часы обучения по всем дисциплинам при переходе в другой вуз);

– поступление в высшие учебные заведения теперь осуществляется на основе единого государственного экзамена;

– увеличено финансирование научно-исследовательской базы университетов, что дало мощный импульс дальнейшему развитию вузовской науки;

– определен ряд ведущих федеральных вузов с выделением бюджетных средств для их поддержки. Они реализуют передовые образовательные программы, располагают эффективной инфраструктурой и новейшим оборудованием, имеют возможность приглашать лучших преподавателей (в том числе мирового масштаба).

В настоящее время российские университеты принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ, важнейшие из которых – Программа технического содействия, Программа межуниверситетского сотрудничества (в рамках Европы) и Рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.