Где деньги фармацевтического рынка России?

10 июля 18:01

Петр Белый – эксперт фармацевтического бизнеса. Врач, воплотивший свои идеи  и опыт в создание ряда значимых копаний на Российском фарм-рынке. Более 12 лет под руководством Петра Белого развивалось направление импорта качественных фармацевтических субстанций. Сотрудничество его компаний с крупнейшими производственными корпорациями Китая, Америки, Индии, Германии и эффективные маркетинговые стратегии воплотилось в объемный пул успешных продуктов. Сегодня мы поговорим с Петром Белым об отечественном фармацевтическом бизнесе, его месте на мировой арене, инвестициях и верных решениях, которые могут принести хорошую прибыль.

 

Петр, чем современный российский фармацевтический бизнес отличается от западных аналогов?

Российская фарма состоит по большей части из производства. На Западе основная доля рынка у холдингов, главные роли в которых играют исследования молекул, разработка инновационных препаратов и маркетинг. На аутсорсинг в России отдают маркетинг, а во всем мире — производство. Отечественный фарм-рынок имеет и ряд других отличий. Например, у нас огромную роль играет филиальная сеть и дистрибьюторы. Это территориальная особенность нашей огромной страны. Потому что для обеспечения лекарствами россиян, живущих от Калининграда до Камчатки без налаженной дистрибьюции не обойтись. Ни в какой другой стране вы такого не встретите. В Германии, к слову, у компаний есть возможность продавать продукцию прямо с основного склада – им и не нужно большего – всю страну можно проехать на машине за день.

 

Если в России так значима дистрибьюторская сеть – значит ли это, что в этом секторе фарм-бизнеса можно хорошо заработать?

Вы удивитесь, но при всей значимости этого сегмента фарм-бизнеса, он перестал быть таким привлекательным, с точки зрения инвестиций, каким был раньше. Доход дистрибьюторов резко упал в связи с ведением ограничения цен на жизненно необходимые лекарственные средства. Иногда для того, чтобы не потерять свою часть рынка, дистрибьюторы вынуждены продавать препараты себе в убыток. Конечно, это могут себе позволить только очень крупные игроки рынка. Небольшим компаниям приходится нелегко. Возможно, когда реструктуризация закончится, они вернут себе доходность.   

 

Исторически российский фарм-бизнес начинался с субстанций. Сейчас – это все еще прибыльный бизнес? 

Смотря сколько вы хотите заработать… Мой ответ человека, имеющего в этом деле опыт, скорее всего, будет такой: серьёзных денег на этом не заработать. Прошли уже какие-то исторические периоды, вопрос с регистрациями субстанций стоит не так остро, есть сильные игроки на этом рынке. Субстанции покупаются у поставщиков, если на них даются длительные отсрочки, цена играет главную роль. А в таком случае ваша компетенция именно в субстанциях уже отступает на второй план. Это похоже на биржевую позицию: если у вас есть дешёвые европейские кредиты, которые даются под 5-7% годовых, то вы можете дать заводу длительную отсрочку, завод отработает, расплачивается. Если же у вас российский кредит в 13% годовых, то вы уже не можете этого делать. Но тогда взамен слова «субстанция» можете поставить «войлок», «нефть», «машины» и что угодно еще. Тенденция, которая есть на всех развитых рынках, показывает, что доходность компаний, которые поставляют субстанции, снижается и, в конце концов, приводит к результату, сопоставимому со стоимостью банковского кредита плюс какая-то региональная комиссия.

 

Если нет денег в субстанциях, дистрибьюции, то где они? В производстве?

Так случилось, что основным конкурентным преимуществом на рынке производителей фарм-продукции стала цена. Не спасают даже масштабные госзакупки, так как они предполагают аукционы и контроль за наценками. В итоге, продает тот, кто установит цену ниже. Очевидно, что много заработать здесь не получится.

К счастью, это касается не всех производителей, а только тех, кто не занимается выпуском, продвижением и продажей своих препаратов. Вот в этом секторе дела обстоят значительно лучше. Новые продукты делать выгодно. Стоят оригинальные препараты, как правило, дороже, врачи их любят больше, потому что они лечат более эффективно, товаропроводящие сети их тоже любят больше, потому что зарабатывают на них лучше — десять процентов с тысячи рублей больше, чем десять процентов со ста рублей. И потребитель в итоге получает новое лекарство, которое эффективнее старого. 

 

Значит, залог успеха в новых продуктах?

Формулой успешного фарм-бизнеса сейчас можно назвать фармацевтическую субстанцию, проданную по высокой цене в виде нового брендированного препарата. Российский фармацевтический рынок, когда речь идет о хорошем продукте и грамотном маркетинге, позволяет получать огромную прибыль. И владелец лекарственного средства, которое эффективно и узнаваемо, может позволить себе иметь очень высокую маржу, гораздо выше, чем в любых типовых индустриях.